Ежегодное обновление Единого реестра субъектов МСП состоится 10 июля 2026 года
10 июля 2026 года Федеральная налоговая служба проведёт ежегодное обновление Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП).
Обновление будет осуществлено автоматически — на основании сведений о финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей за 2025 год, представленных в налоговые органы.
Напомню, что при формировании реестра учитываются:
🔹 показатели доходов;
🔹 среднесписочная численность работников;
🔹 иные сведения, предусмотренные законодательством.
✅ Почему это важно
Включение в Единый реестр МСП подтверждает статус субъекта малого или среднего предпринимательства и является одним из условий получения мер государственной поддержки.
Наличие записи в реестре позволяет:
🔹 воспользоваться льготными программами финансирования;
🔹 получить гарантийную поддержку;
🔹 участвовать в закупках крупнейших заказчиков;
🔹 применять иные меры поддержки, предусмотренные для субъектов МСП.
После обновления реестра организациям и индивидуальным предпринимателям стоит проверить сведения о своём статусе. Если запись в реестре отсутствует, но вы соответствуете установленным законодательством критериям, — необходимо убедиться в своевременном представлении налоговой отчётности, сведения которой используются при формировании реестра.
🔎 Проверить наличие организации или ИП в реестре можно с помощью электронного сервиса ФНС России «Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства».
10 июля 2026 года Федеральная налоговая служба проведёт ежегодное обновление Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП).
Обновление будет осуществлено автоматически — на основании сведений о финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей за 2025 год, представленных в налоговые органы.
Напомню, что при формировании реестра учитываются:
🔹 показатели доходов;
🔹 среднесписочная численность работников;
🔹 иные сведения, предусмотренные законодательством.
✅ Почему это важно
Включение в Единый реестр МСП подтверждает статус субъекта малого или среднего предпринимательства и является одним из условий получения мер государственной поддержки.
Наличие записи в реестре позволяет:
🔹 воспользоваться льготными программами финансирования;
🔹 получить гарантийную поддержку;
🔹 участвовать в закупках крупнейших заказчиков;
🔹 применять иные меры поддержки, предусмотренные для субъектов МСП.
После обновления реестра организациям и индивидуальным предпринимателям стоит проверить сведения о своём статусе. Если запись в реестре отсутствует, но вы соответствуете установленным законодательством критериям, — необходимо убедиться в своевременном представлении налоговой отчётности, сведения которой используются при формировании реестра.
🔎 Проверить наличие организации или ИП в реестре можно с помощью электронного сервиса ФНС России «Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства».
Взаимодействие с налоговой через Госуслуги станет проще
С 1 августа 2026 года получать налоговые документы станет удобнее!
Пользователям Госуслуг больше не нужно заранее уведомлять налоговую о согласии на электронный формат. Документы будут приходить в личный кабинет автоматически.
В уведомлении укажут:
✅ название, дату и номер документа;
✅ ИНН;
✅ наименование и сумму каждого налога;
✅ общую сумму к уплате;
✅ сальдо ЕНС;
✅ срок уплаты;
✅ идентификатор начислений.
Также на Госуслуги будут поступать требования об уплате и решения о взыскании задолженности.
С 1 августа 2026 года получать налоговые документы станет удобнее!
Пользователям Госуслуг больше не нужно заранее уведомлять налоговую о согласии на электронный формат. Документы будут приходить в личный кабинет автоматически.
В уведомлении укажут:
✅ название, дату и номер документа;
✅ ИНН;
✅ наименование и сумму каждого налога;
✅ общую сумму к уплате;
✅ сальдо ЕНС;
✅ срок уплаты;
✅ идентификатор начислений.
Также на Госуслуги будут поступать требования об уплате и решения о взыскании задолженности.
Транспортный налог для организаций, что изменится с 2027 года
С 2027 года поэтапно вступают в силу изменения в порядке исчисления и уплаты транспортного налога организациями и в информационном взаимодействии с налоговыми органами. С января 2027 года в налоговые органы начнут поступать сведения об используемых в сельском хозяйстве самоходных машинах, в отношении которых применяется льгота, а с апреля 2027 года — сведения о транспортных средствах, находящихся в розыске в связи с угоном.
С первого отчетного периода 2027 года организации не будут самостоятельно исчислять транспортный налог и авансовые платежи. Налоговые органы будут определять суммы на основании имеющихся сведений и направлять организациям (их обособленным подразделениям) сообщения об исчисленных суммах не позднее чем за 10 дней до срока уплаты.
Сообщения будут направляться по телекоммуникационным каналам связи, а при их неиспользовании — размещаться в «Личном кабинете налогоплательщика-юридического лица». Если оба способа недоступны, сообщение направят заказным письмом. При поступлении новых сведений налоговые органы смогут направлять сообщения и за прошлые периоды, в том числе выходящие за пределы трех лет.
С 2027 года изменяются и сроки уплаты транспортного налога. Авансовые платежи необходимо будет перечислять не позднее 28-го числа второго месяца, следующего за отчетным периодом, налог по итогам налогового периода — не позднее 28 марта следующего года, а суммы налога (авансовых платежей), исчисленные в результате перерасчета за прошлые периоды, — не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем формирования сообщения налогового органа.
При этом транспортный налог за 2026 год уплачивается в прежний срок — не позднее 1 марта 2027 года.
Кроме того, с апреля 2027 года организации не будут представлять уведомления об исчисленных суммах транспортного налога и авансовых платежей, начиная с платежей за 1 квартал 2027 года, поскольку их уплата будет осуществляться на основании сообщений налоговых органов. Вместе с тем уведомления за более ранние отчетные и налоговые периоды необходимо представлять в действующем порядке. В частности, уведомление об исчисленной сумме транспортного налога за 2026 год следует направить не позднее 25 февраля 2027 года.
С 2027 года поэтапно вступают в силу изменения в порядке исчисления и уплаты транспортного налога организациями и в информационном взаимодействии с налоговыми органами. С января 2027 года в налоговые органы начнут поступать сведения об используемых в сельском хозяйстве самоходных машинах, в отношении которых применяется льгота, а с апреля 2027 года — сведения о транспортных средствах, находящихся в розыске в связи с угоном.
С первого отчетного периода 2027 года организации не будут самостоятельно исчислять транспортный налог и авансовые платежи. Налоговые органы будут определять суммы на основании имеющихся сведений и направлять организациям (их обособленным подразделениям) сообщения об исчисленных суммах не позднее чем за 10 дней до срока уплаты.
Сообщения будут направляться по телекоммуникационным каналам связи, а при их неиспользовании — размещаться в «Личном кабинете налогоплательщика-юридического лица». Если оба способа недоступны, сообщение направят заказным письмом. При поступлении новых сведений налоговые органы смогут направлять сообщения и за прошлые периоды, в том числе выходящие за пределы трех лет.
С 2027 года изменяются и сроки уплаты транспортного налога. Авансовые платежи необходимо будет перечислять не позднее 28-го числа второго месяца, следующего за отчетным периодом, налог по итогам налогового периода — не позднее 28 марта следующего года, а суммы налога (авансовых платежей), исчисленные в результате перерасчета за прошлые периоды, — не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем формирования сообщения налогового органа.
При этом транспортный налог за 2026 год уплачивается в прежний срок — не позднее 1 марта 2027 года.
Кроме того, с апреля 2027 года организации не будут представлять уведомления об исчисленных суммах транспортного налога и авансовых платежей, начиная с платежей за 1 квартал 2027 года, поскольку их уплата будет осуществляться на основании сообщений налоговых органов. Вместе с тем уведомления за более ранние отчетные и налоговые периоды необходимо представлять в действующем порядке. В частности, уведомление об исчисленной сумме транспортного налога за 2026 год следует направить не позднее 25 февраля 2027 года.
Налоговики взялись за «зависшие» из-за санкций долги иностранцев
С лета 2026 года налоговые органы массово рассылают компаниям требования пояснить дебиторскую задолженность с истекшим сроком давности.
Особый интерес — к невозвращённым долгам иностранных партнёров: авансам, займам, оплате товаров. ФНС видит в них не бухгалтерскую проблему, а возможный вывод средств из-под налогов.
С лета 2026 года налоговые органы массово рассылают компаниям требования пояснить дебиторскую задолженность с истекшим сроком давности.
Особый интерес — к невозвращённым долгам иностранных партнёров: авансам, займам, оплате товаров. ФНС видит в них не бухгалтерскую проблему, а возможный вывод средств из-под налогов.
Изменения в правилах зачета сальдо ЕНС для третьих лиц с 1 сентября 2026 года
С 1 сентября 2026 года вступают в силу изменения в Налоговый кодекс РФ (Федеральный закон от 28.11.2025 № 425-ФЗ), устанавливающие дополнительные условия зачета положительного сальдо ЕНС в счет налоговых обязательств третьих лиц.
Заявление о зачете не исполнят, если у указанного лица нет обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов или процентов. При этом сумму сальдо, образовавшегося после зачета в отсутствие такой обязанности, вернуть заявителю не получится.
Если положительного сальдо недостаточно для полного погашения обязательств третьего лица, налоговый орган произведет частичный зачет в пределах имеющейся суммы.
Хочу напомнить, что заявление подается в налоговый орган по месту учета в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью — по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.
С 1 сентября 2026 года вступают в силу изменения в Налоговый кодекс РФ (Федеральный закон от 28.11.2025 № 425-ФЗ), устанавливающие дополнительные условия зачета положительного сальдо ЕНС в счет налоговых обязательств третьих лиц.
Заявление о зачете не исполнят, если у указанного лица нет обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов или процентов. При этом сумму сальдо, образовавшегося после зачета в отсутствие такой обязанности, вернуть заявителю не получится.
Если положительного сальдо недостаточно для полного погашения обязательств третьего лица, налоговый орган произведет частичный зачет в пределах имеющейся суммы.
Хочу напомнить, что заявление подается в налоговый орган по месту учета в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью — по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.
Вводится новая форма уведомления для УСН
С 31.07.2026 вступает в силу приказ ФНС России от 30.04.2026 № ЕД-1-3/285@, вводящий единую универсальную форму уведомления по УСН.
В зависимости от основания подачи налогоплательщику достаточно заполнить титульный лист и один тематический раздел:
раздел 1 «Уведомление о переходе на УСН»;
раздел 2 «Уведомление об изменении объекта налогообложения по УСН»;
раздел 3 «Уведомление о переходе на иной режим налогообложения»;
раздел 4 «Уведомление о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась УСН»;
раздел 5 «Уведомление о прекращении применения УСН со дня постановки на учет в качестве плательщика НПД»;
раздел 6 «Сообщение о переходе на иной режим налогообложения в связи с утратой права на применение УСН».
Новая форма устраняет избыточность данных, сокращает время на подготовку документа и минимизирует риск ошибок при его оформлении.
С 31.07.2026 вступает в силу приказ ФНС России от 30.04.2026 № ЕД-1-3/285@, вводящий единую универсальную форму уведомления по УСН.
В зависимости от основания подачи налогоплательщику достаточно заполнить титульный лист и один тематический раздел:
раздел 1 «Уведомление о переходе на УСН»;
раздел 2 «Уведомление об изменении объекта налогообложения по УСН»;
раздел 3 «Уведомление о переходе на иной режим налогообложения»;
раздел 4 «Уведомление о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась УСН»;
раздел 5 «Уведомление о прекращении применения УСН со дня постановки на учет в качестве плательщика НПД»;
раздел 6 «Сообщение о переходе на иной режим налогообложения в связи с утратой права на применение УСН».
Новая форма устраняет избыточность данных, сокращает время на подготовку документа и минимизирует риск ошибок при его оформлении.
52-п.pdf
1.3 MB
Конституционный Суд РФ постановлением от 21.07.2026 № 52-П признал неконституционными нормы НК РФ (п. 1 ст. 394, п. 15 ст. 396) из-за противоречий при применении коэффициентов 2 и 4 к участкам под ИЖС, используемым в предпринимательской деятельности.
Постановление действует на будущее: оно не пересматривает налоги за прошлые годы и 2026 год (исключение — дела, по которым налогоплательщики обратились в суд до 21.07.2026).
Начиная с нового налогового периода, повышающие коэффициенты не применяются к таким участкам под ИЖС, если они облагаются по предельной ставке 1,5%.
В связи с этим ФНС России выпустила письмо от 21.07.2026 № БС-36-21/6262@ об отмене прежних разъяснений (письмо от 16.11.2023 № БС-4-21/14484@).
Постановление действует на будущее: оно не пересматривает налоги за прошлые годы и 2026 год (исключение — дела, по которым налогоплательщики обратились в суд до 21.07.2026).
Начиная с нового налогового периода, повышающие коэффициенты не применяются к таким участкам под ИЖС, если они облагаются по предельной ставке 1,5%.
В связи с этим ФНС России выпустила письмо от 21.07.2026 № БС-36-21/6262@ об отмене прежних разъяснений (письмо от 16.11.2023 № БС-4-21/14484@).
Прослеживаемость.pdf
269.6 KB
ФНС России письмом от 24.07.2026 № СД-36-15/6410@ направила рекомендации по отражению прослеживаемых товаров при УСН в целях исключения дублирования данных в книге покупок и отчете.
При применении ставок 5% и 7% (а также расчетных 5/105 и 7/107): право на налоговые вычеты отсутствует. Приобретение прослеживаемых товаров отражается в отчете об операциях (приказ ФНС от 08.07.2021 № ЕД-7-15/645@), реализация — в декларации по НДС и книге продаж.
При применении ставок 10%, 20% и 22% (а также расчетных 10/110, 20/120 и 22/122): операции по приобретению прослеживаемых товаров отражаются в книге покупок.
При применении ставок 5% и 7% (а также расчетных 5/105 и 7/107): право на налоговые вычеты отсутствует. Приобретение прослеживаемых товаров отражается в отчете об операциях (приказ ФНС от 08.07.2021 № ЕД-7-15/645@), реализация — в декларации по НДС и книге продаж.
При применении ставок 10%, 20% и 22% (а также расчетных 10/110, 20/120 и 22/122): операции по приобретению прослеживаемых товаров отражаются в книге покупок.
ФНС России сообщила о реестровой модели выдачи разрешений на ввод объектов в эксплуатацию с 1 сентября
С 1 сентября 2026 года предусмотрен переход на реестровую модель выдачи разрешений на ввод объектов в эксплуатацию и уведомлений об окончании строительства объектов ИЖС или садового дома.
В этой связи и в целях обеспечения определения объектов налогообложения по налогу на имущество организаций (в части объектов капитального строительства, относящихся к недвижимому имуществу и учитываемых на балансе как основные средства, если налоговая база определяется исходя из среднегодовой стоимости в соответствии с п. 1 ст. 375 НК РФ) ФНС России информирует о вступлении в силу с 01.09.2026 года:
👉🏻 п. 8, 12, 13 ст. 34 Федерального закона от 31.07.2025 № 304-ФЗ;
👉🏻 постановления Правительства РФ от 25.05.2026 № 596;
👉🏻 приказов Минстроя России от 21.04.2026 № 256/пр и от 17.07.2026 № 457/пр.
Ключевые изменения:
1️⃣ фактом подтверждения выдачи разрешения является запись в реестре разрешений на ввод объектов в эксплуатацию.
2️⃣ реестры ведутся в ЕГИС «Стройкомплекс.РФ» либо в региональных системах градостроительной деятельности.
3️⃣ сведения реестров являются общедоступными, за исключением сведений с ограниченным доступом.
Ввод объекта в эксплуатацию, подтвержденный записью в реестре, является основанием для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (письмо ФНС России от 10.08.2026 № СД-36-21/6833@).
С 1 сентября 2026 года предусмотрен переход на реестровую модель выдачи разрешений на ввод объектов в эксплуатацию и уведомлений об окончании строительства объектов ИЖС или садового дома.
В этой связи и в целях обеспечения определения объектов налогообложения по налогу на имущество организаций (в части объектов капитального строительства, относящихся к недвижимому имуществу и учитываемых на балансе как основные средства, если налоговая база определяется исходя из среднегодовой стоимости в соответствии с п. 1 ст. 375 НК РФ) ФНС России информирует о вступлении в силу с 01.09.2026 года:
👉🏻 п. 8, 12, 13 ст. 34 Федерального закона от 31.07.2025 № 304-ФЗ;
👉🏻 постановления Правительства РФ от 25.05.2026 № 596;
👉🏻 приказов Минстроя России от 21.04.2026 № 256/пр и от 17.07.2026 № 457/пр.
Ключевые изменения:
1️⃣ фактом подтверждения выдачи разрешения является запись в реестре разрешений на ввод объектов в эксплуатацию.
2️⃣ реестры ведутся в ЕГИС «Стройкомплекс.РФ» либо в региональных системах градостроительной деятельности.
3️⃣ сведения реестров являются общедоступными, за исключением сведений с ограниченным доступом.
Ввод объекта в эксплуатацию, подтвержденный записью в реестре, является основанием для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (письмо ФНС России от 10.08.2026 № СД-36-21/6833@).
Запись о недостоверности сведений и меры, которые необходимо предпринять
Налоговые органы наделены полномочиями по внесению в ЕГРЮЛ отметок о недостоверности содержащихся в реестре сведений. Основанием для контрольных мероприятий выступает анализ внутренних данных или информация, поступившая от заинтересованных лиц.
Основания для внесения записи следующие:
1️⃣отсутствие юридического лица по заявленному адресу регистрации;
2️⃣выявление признаков номинального характера руководства или учредительства;
3️⃣смерть руководителя либо участника общества;
4️⃣поступление сведений о прекращении полномочий (увольнении) должностного лица.
При выявлении расхождений налоговый орган направляет организации уведомление о необходимости подтверждения данных.
Игнорирование запроса и последующее внесение записи о недостоверности влечёт следующие риски:
☝🏻административный штраф в размере от 5 000 до 10 000 рублей;
☝🏻признание налоговой отчётности непредставленной, если она подписана лицом с отметкой о недостоверности;
☝🏻невозможность получения или продления сертификата электронной подписи (КЭП);
☝🏻принудительное исключение организации из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа, если запись сохраняется более 6 месяцев.
В этой связи очень важно обеспечить регулярный контроль сведений о юридическом лице и его ключевых контрагентах. Для оперативного мониторинга статуса в реестре можно использовать официальные сервисы ФНС России «Прозрачный бизнес» и «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП».
При получении уведомления от регистрирующего органа следует направить подтверждающие документы либо подать заявление о внесении актуальных сведений, не доводя до появления записи о недостоверности.
Налоговые органы наделены полномочиями по внесению в ЕГРЮЛ отметок о недостоверности содержащихся в реестре сведений. Основанием для контрольных мероприятий выступает анализ внутренних данных или информация, поступившая от заинтересованных лиц.
Основания для внесения записи следующие:
1️⃣отсутствие юридического лица по заявленному адресу регистрации;
2️⃣выявление признаков номинального характера руководства или учредительства;
3️⃣смерть руководителя либо участника общества;
4️⃣поступление сведений о прекращении полномочий (увольнении) должностного лица.
При выявлении расхождений налоговый орган направляет организации уведомление о необходимости подтверждения данных.
Игнорирование запроса и последующее внесение записи о недостоверности влечёт следующие риски:
☝🏻административный штраф в размере от 5 000 до 10 000 рублей;
☝🏻признание налоговой отчётности непредставленной, если она подписана лицом с отметкой о недостоверности;
☝🏻невозможность получения или продления сертификата электронной подписи (КЭП);
☝🏻принудительное исключение организации из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа, если запись сохраняется более 6 месяцев.
В этой связи очень важно обеспечить регулярный контроль сведений о юридическом лице и его ключевых контрагентах. Для оперативного мониторинга статуса в реестре можно использовать официальные сервисы ФНС России «Прозрачный бизнес» и «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП».
При получении уведомления от регистрирующего органа следует направить подтверждающие документы либо подать заявление о внесении актуальных сведений, не доводя до появления записи о недостоверности.
Обновлен интерактивный сервис «Узнать о жалобе»
В систему включены данные по жалобам, рассматриваемым непосредственно территориальными налоговыми инспекциями (включая жалобы в упрощенном порядке по ст. 140.1 НК РФ), а не только вышестоящими управлениями и центральным аппаратом ФНС.
Поиск информации теперь осуществляется по обязательному реквизиту — ИНН налогоплательщика, что исключает необходимость ввода сложных регистрационных номеров входящей корреспонденции.
Пользователям сайта стал доступен расширенный перечень процессуальных сведений:
1️⃣приостановление рассмотрения жалобы;
2️⃣исчисление срока рассмотрения заново;
перенаправление материалов в другой налоговый орган;
3️⃣способ направления решения (ответа) налогоплательщику;
4️⃣почтовый трек-номер (ШПИ) для отслеживания отправления через сервис «Почта России».
❗️Обновленный сервис представляет собой эффективный инструмент процессуального контроля.
Налогоплательщики, также налоговые юристы могут использовать сервис для:
☝🏻оперативного отслеживания 7-дневного срока при подаче жалоб в упрощенном порядке (ст. 140.1 НК РФ);
☝🏻контроля соблюдения налоговыми органами установленных сроков досудебного урегулирования споров;
☝🏻своевременного получения трек-номеров решений, направленных на бумажном носителе, что крайне важно для соблюдения сроков последующего обжалования в вышестоящий орган или суд.
В систему включены данные по жалобам, рассматриваемым непосредственно территориальными налоговыми инспекциями (включая жалобы в упрощенном порядке по ст. 140.1 НК РФ), а не только вышестоящими управлениями и центральным аппаратом ФНС.
Поиск информации теперь осуществляется по обязательному реквизиту — ИНН налогоплательщика, что исключает необходимость ввода сложных регистрационных номеров входящей корреспонденции.
Пользователям сайта стал доступен расширенный перечень процессуальных сведений:
1️⃣приостановление рассмотрения жалобы;
2️⃣исчисление срока рассмотрения заново;
перенаправление материалов в другой налоговый орган;
3️⃣способ направления решения (ответа) налогоплательщику;
4️⃣почтовый трек-номер (ШПИ) для отслеживания отправления через сервис «Почта России».
❗️Обновленный сервис представляет собой эффективный инструмент процессуального контроля.
Налогоплательщики, также налоговые юристы могут использовать сервис для:
☝🏻оперативного отслеживания 7-дневного срока при подаче жалоб в упрощенном порядке (ст. 140.1 НК РФ);
☝🏻контроля соблюдения налоговыми органами установленных сроков досудебного урегулирования споров;
☝🏻своевременного получения трек-номеров решений, направленных на бумажном носителе, что крайне важно для соблюдения сроков последующего обжалования в вышестоящий орган или суд.
ФНС России разъяснила порядок учета доходов и расходов застройщиков при долевом строительстве
Федеральная налоговая служба разъяснила особенности исчисления налога на прибыль организаций в рамках долевого строительства (письмо ФНС России от 18.08.2026 № СД-36-3/7091@).
Средства дольщиков, привлеченные по Федеральному закону № 214-ФЗ (включая размещенные на счетах Эскроу для возмещения затрат), признаются целевым финансированием и не включаются в доходы. Соответственно, понесенные за их счет расходы не уменьшают налоговую базу.
Застройщики обязаны вести раздельный учет целевых средств. При его отсутствии либо при нецелевом использовании финансирование признается внереализационным доходом и подлежит налогообложению с даты получения.
Финансовый результат застройщика формируется как разница между полученными по договорам средствами и затратами на строительство объекта.
Затраты на создание объектов, не подлежащих передаче дольщикам, не учитываются при определении финансового результата, а их появление не образует дохода в виде безвозмездно полученного имущества. При последующей реализации указанных объектов доходы и расходы на их создание признаются в общеустановленном порядке.
Федеральная налоговая служба разъяснила особенности исчисления налога на прибыль организаций в рамках долевого строительства (письмо ФНС России от 18.08.2026 № СД-36-3/7091@).
Средства дольщиков, привлеченные по Федеральному закону № 214-ФЗ (включая размещенные на счетах Эскроу для возмещения затрат), признаются целевым финансированием и не включаются в доходы. Соответственно, понесенные за их счет расходы не уменьшают налоговую базу.
Застройщики обязаны вести раздельный учет целевых средств. При его отсутствии либо при нецелевом использовании финансирование признается внереализационным доходом и подлежит налогообложению с даты получения.
Финансовый результат застройщика формируется как разница между полученными по договорам средствами и затратами на строительство объекта.
Затраты на создание объектов, не подлежащих передаче дольщикам, не учитываются при определении финансового результата, а их появление не образует дохода в виде безвозмездно полученного имущества. При последующей реализации указанных объектов доходы и расходы на их создание признаются в общеустановленном порядке.
www.garant.ru
Письмо Федеральной налоговой службы от 18 августа 2026 г. № СД-36-3/7091@ Об учете в целях налога на прибыль организаций доходов…
Документы ленты ПРАЙМ: Письмо Федеральной налоговой службы от 18 августа 2026 г. № СД-36-3/7091@ Об учете в целях налога на прибыль организаций доходов (расходов) застройщика в рамках долевого строительства и определении им финансового результата | ГАРАНТ
Правительство утвердило меры поддержки бизнеса, пострадавшего от атак беспилотников
Михаил Мишустин подписал постановление о поддержке предпринимателей, понесших ущерб из-за атак украинских БПЛА на объекты группы «РВБ». Меры распространяются на организации и ИП, чей ущерб превысил 5% годового дохода.
Что предусмотрено?
На 12 месяцев продлеваются сроки уплаты НДС (кроме импортного), налога на прибыль, налога по УСН/АУСН, страховых взносов и авансовых платежей, подлежащих перечислению с августа 2026 года по июль 2027 года. После окончания отсрочки предоставляется рассрочка на 1 год равными долями.
До конца текущего года приостанавливаются налоговые проверки и контроль за уплатой страховых взносов, а также связанные с ними процессуальные сроки.
Предельные сроки направления требований об уплате налогов и принятия решений о взыскании продлены на 6 месяцев.
Документ еще не опубликован.
Михаил Мишустин подписал постановление о поддержке предпринимателей, понесших ущерб из-за атак украинских БПЛА на объекты группы «РВБ». Меры распространяются на организации и ИП, чей ущерб превысил 5% годового дохода.
Что предусмотрено?
На 12 месяцев продлеваются сроки уплаты НДС (кроме импортного), налога на прибыль, налога по УСН/АУСН, страховых взносов и авансовых платежей, подлежащих перечислению с августа 2026 года по июль 2027 года. После окончания отсрочки предоставляется рассрочка на 1 год равными долями.
До конца текущего года приостанавливаются налоговые проверки и контроль за уплатой страховых взносов, а также связанные с ними процессуальные сроки.
Предельные сроки направления требований об уплате налогов и принятия решений о взыскании продлены на 6 месяцев.
Документ еще не опубликован.
government.ru
Правительство утвердило меры поддержки предпринимателей, пострадавших от атак беспилотников
Постановление от 25 августа 2026 года №1074
ИНН для иностранцев.pdf
777.3 KB
С 1 сентября 2026 года иностранным гражданам, которые подтвердили или сдали биометрию в отделениях банка, не нужно лично обращаться в налоговую, чтобы получить ИНН.
В налоговую автоматически будут поступать фамилия, имя и отчество при наличии, пол, дата и место рождения, гражданство, сведения о документе, удостоверяющем личность, СНИЛС и код субъекта России или иной территории, где была подтверждена учетная запись.
Налоговый орган поставит иностранного гражданина учёт в течение одного дня и направит уведомление с ИНН через портал Госуслуг.
В налоговую автоматически будут поступать фамилия, имя и отчество при наличии, пол, дата и место рождения, гражданство, сведения о документе, удостоверяющем личность, СНИЛС и код субъекта России или иной территории, где была подтверждена учетная запись.
Налоговый орган поставит иностранного гражданина учёт в течение одного дня и направит уведомление с ИНН через портал Госуслуг.
Цифровой контроль
С 1 сентября в России началось массовое внедрение цифрового рубля. Уже с 1 июля 2027 года ФНС России сможет получить IP- и MAC-адреса, номер телефона, сим-карты или другой идентификатор устройства, с которого совершили перевод.
С 1 сентября в России началось массовое внедрение цифрового рубля. Уже с 1 июля 2027 года ФНС России сможет получить IP- и MAC-адреса, номер телефона, сим-карты или другой идентификатор устройства, с которого совершили перевод.
Известия
IP-персона: ФНС получит право отслеживать устройства владельцев цифровых рублей
В выписке будут MAC-адреса, номер телефона и сим-карты — зачем налоговой нужны такие сведения и у кого их станут запрашивать
Отчетность по майнингу цифровой валюты: расширены способы формирования отчета
ФНС России обновила программный комплекс «Налогоплательщик ЮЛ». В версии 4.96 реализован функционал по формированию отчета о полученной (намайненной) цифровой валюте в формате XML.
Ранее указанная возможность была доступна исключительно в Личных кабинетах налогоплательщиков.
Вот новый порядок формирования отчета:
1️⃣ сначала скачайте актуальную версию «Налогоплательщик ЮЛ» и внесите сведения о добытой цифровой валюте.
2️⃣ программа автоматически сформирует отчет в формате XML, соответствующий установленным требованиям ведомства.
3️⃣а олученный файл загрузите и направьте в налоговый орган через соответствующий Личный кабинет (ЮЛ, ИП или ФЛ).
Почему возникает обязанность по представлению сведений?
Лица, осуществляющие майнинг цифровой валюты, обязаны направлять в налоговые органы сведения о полученной цифровой валюте не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем ее получения, через Личные кабинеты налогоплательщиков.
ФНС России обновила программный комплекс «Налогоплательщик ЮЛ». В версии 4.96 реализован функционал по формированию отчета о полученной (намайненной) цифровой валюте в формате XML.
Ранее указанная возможность была доступна исключительно в Личных кабинетах налогоплательщиков.
Вот новый порядок формирования отчета:
1️⃣ сначала скачайте актуальную версию «Налогоплательщик ЮЛ» и внесите сведения о добытой цифровой валюте.
2️⃣ программа автоматически сформирует отчет в формате XML, соответствующий установленным требованиям ведомства.
3️⃣а олученный файл загрузите и направьте в налоговый орган через соответствующий Личный кабинет (ЮЛ, ИП или ФЛ).
Почему возникает обязанность по представлению сведений?
Лица, осуществляющие майнинг цифровой валюты, обязаны направлять в налоговые органы сведения о полученной цифровой валюте не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем ее получения, через Личные кабинеты налогоплательщиков.
Новое в работе самозанятых
С 1 октября 2026 года вступают в силк изменения, регулирующие работу самозанятых через цифровые платформы, агрегаторы, маркетплейсы и иные онлайн-площадки, выступающие посредниками между заказчиками и исполнителями.
Изменения установлены Постановлением Правительства РФ от 19.06.2026 № 760, которое будет действовать 6 лет (с 1 октября 2026 года по 1 октября 2032 года).
Постановлением установлен временной лимит работы самозанятого с одним заказчиком для пресечения случаев, когда за гражданско-правовыми отношениями фактически скрываются трудовые.
Если самозанятый через платформу выполняет заказы одного заказчика 60 часов в месяц и более в течение шести месяцев подряд, такая занятость признается систематической.
Если хотя бы в одном из шести месяцев отработано 60 часов или менее, отсчет шестимесячного периода начинается заново.
При превышении лимита платформа обязана приостановить выдачу и прием заказов в связке «этот заказчик — этот исполнитель» на два месяца.
После, сотрудничество можно возобновить. При этом самозанятый вправе продолжать получать заказы от других заказчиков через ту же платформу.
Новые правила не распространяются на:
👉🏻заказы, по которым не ведется почасовой учет;
👉🏻прямые договоры с заказчиками, заключенные без участия платформы.
Ограничения применяются в отраслях, где чаще выявляются признаки подмены трудовых отношений:
☝🏻строительство;
☝🏻складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность;
☝🏻оптовая и розничная торговля, кроме торговли автомобилями и мотоциклами;
☝🏻обслуживание зданий и территорий;
☝🏻производство и доставка еды;
операции с недвижимостью;
☝🏻образование;
☝🏻IT, разработка программного обеспечения, IT-услуги и консультации;
☝🏻подбор персонала;
☝🏻реклама и исследования рынка;
☝🏻сухопутный и трубопроводный транспорт;
☝🏻спорт, отдых и развлечения.
С 1 октября 2026 года правила будут применяться к платформам из предварительного перечня Минэкономразвития. В него планируется включить 12 платформ: Avito, Delivery Club, Joom, Lamoda, Ozon, Wildberries, «Купер», «Магнит Маркет», «Яндекс Такси», «Яндекс Еда», «Яндекс Маркет» и «Яндекс Путешествия».
Важно!
Постановление № 760 не устанавливает штраф для самозанятого за превышение лимита в 60 часов. Однако при установлении налоговым органом признаков трудовых отношений у заказчика возникают налоговые и административные риски.
В таком случае отношения могут быть переквалифицированы в трудовые, а заказчику придется доначислить НДФЛ и страховые взносы, а также уплатить штраф.
С 1 октября 2026 года вступают в силк изменения, регулирующие работу самозанятых через цифровые платформы, агрегаторы, маркетплейсы и иные онлайн-площадки, выступающие посредниками между заказчиками и исполнителями.
Изменения установлены Постановлением Правительства РФ от 19.06.2026 № 760, которое будет действовать 6 лет (с 1 октября 2026 года по 1 октября 2032 года).
Постановлением установлен временной лимит работы самозанятого с одним заказчиком для пресечения случаев, когда за гражданско-правовыми отношениями фактически скрываются трудовые.
Если самозанятый через платформу выполняет заказы одного заказчика 60 часов в месяц и более в течение шести месяцев подряд, такая занятость признается систематической.
Если хотя бы в одном из шести месяцев отработано 60 часов или менее, отсчет шестимесячного периода начинается заново.
При превышении лимита платформа обязана приостановить выдачу и прием заказов в связке «этот заказчик — этот исполнитель» на два месяца.
После, сотрудничество можно возобновить. При этом самозанятый вправе продолжать получать заказы от других заказчиков через ту же платформу.
Новые правила не распространяются на:
👉🏻заказы, по которым не ведется почасовой учет;
👉🏻прямые договоры с заказчиками, заключенные без участия платформы.
Ограничения применяются в отраслях, где чаще выявляются признаки подмены трудовых отношений:
☝🏻строительство;
☝🏻складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность;
☝🏻оптовая и розничная торговля, кроме торговли автомобилями и мотоциклами;
☝🏻обслуживание зданий и территорий;
☝🏻производство и доставка еды;
операции с недвижимостью;
☝🏻образование;
☝🏻IT, разработка программного обеспечения, IT-услуги и консультации;
☝🏻подбор персонала;
☝🏻реклама и исследования рынка;
☝🏻сухопутный и трубопроводный транспорт;
☝🏻спорт, отдых и развлечения.
С 1 октября 2026 года правила будут применяться к платформам из предварительного перечня Минэкономразвития. В него планируется включить 12 платформ: Avito, Delivery Club, Joom, Lamoda, Ozon, Wildberries, «Купер», «Магнит Маркет», «Яндекс Такси», «Яндекс Еда», «Яндекс Маркет» и «Яндекс Путешествия».
Важно!
Постановление № 760 не устанавливает штраф для самозанятого за превышение лимита в 60 часов. Однако при установлении налоговым органом признаков трудовых отношений у заказчика возникают налоговые и административные риски.
В таком случае отношения могут быть переквалифицированы в трудовые, а заказчику придется доначислить НДФЛ и страховые взносы, а также уплатить штраф.
Отчетные коды ОКВЭД в ЕГРЮЛ и ЕГРИП
С апреля 2026 года в реестрах ЕГРЮЛ и ЕГРИП фиксируются сведения о кодах ОКВЭД отчетного типа - наряду с заявительными, которые бизнес указывает самостоятельно при регистрации.
Коды отчетного типа с процентными долями вносятся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП на основании данных Росстата, формируемых по первичной статистической отчетности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
После того как Росстат определит основной отчетный код и передаст информацию в ФНС России, прежний заявительный основной код сохраняется в реестре, перемещаясь в состав дополнительных заявительных кодов.
Основной код ОКВЭД отчетного типа нельзя скорректировать заявлением по форме № Р13014, так как он обновляется исключительно по данным Росстата.
❗️Для изменения этих сведений юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям следует обращаться непосредственно в органы статистики.
Получить в электронном виде выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРИП с кодами ОКВЭД без процентных долей можно в открытом доступе на сайте ФНС России в сервисах «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в электронном виде» и «Прозрачный бизнес».
Согласно законодательству, сведения о процентных долях видов экономической деятельности открыто не публикуются.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут запросить электронную выписку с кодами ОКВЭД и их долями только в отношении себя с помощью сервиса «Государственная онлайн-регистрация бизнеса».
Органы государственной власти, иные госорганы, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, Банк России и суды получают электронную выписку со сведениями о процентных долях через виды сведений в системе СМЭВ.
С апреля 2026 года в реестрах ЕГРЮЛ и ЕГРИП фиксируются сведения о кодах ОКВЭД отчетного типа - наряду с заявительными, которые бизнес указывает самостоятельно при регистрации.
Коды отчетного типа с процентными долями вносятся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП на основании данных Росстата, формируемых по первичной статистической отчетности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
После того как Росстат определит основной отчетный код и передаст информацию в ФНС России, прежний заявительный основной код сохраняется в реестре, перемещаясь в состав дополнительных заявительных кодов.
Основной код ОКВЭД отчетного типа нельзя скорректировать заявлением по форме № Р13014, так как он обновляется исключительно по данным Росстата.
❗️Для изменения этих сведений юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям следует обращаться непосредственно в органы статистики.
Получить в электронном виде выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРИП с кодами ОКВЭД без процентных долей можно в открытом доступе на сайте ФНС России в сервисах «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в электронном виде» и «Прозрачный бизнес».
Согласно законодательству, сведения о процентных долях видов экономической деятельности открыто не публикуются.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут запросить электронную выписку с кодами ОКВЭД и их долями только в отношении себя с помощью сервиса «Государственная онлайн-регистрация бизнеса».
Органы государственной власти, иные госорганы, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, Банк России и суды получают электронную выписку со сведениями о процентных долях через виды сведений в системе СМЭВ.
Новое в налогообложении
Минфин внес в Правительство РФ предложения по изменениям в Налоговый кодекс в рамках бюджетного пакета. Они направлены на повышение устойчивости бюджетной системы при сохранении ключевых принципов налоговой политики - справедливости и эффективности.
В целях унификации налогообложения доходов граждан по ставкам 13–22% в основную базу по НДФЛ предлагается включить «пассивные» доходы: по дивидендам и долевому участию, процентам по вкладам, операциям с ценными бумагами и цифровыми правами, продаже имущества и долей, договорам страхования и дарения.
Сейчас они облагаются по ставкам 13–15%. Ставка налога будет зависеть от размера дохода, а не от источника его получения, что отвечает целям прогрессивной шкалы НДФЛ.
Поправки не коснутся необлагаемого порога для малых вкладов до 1 млн. рублей, а также доходов участников СВО.
Предлагаемая унификация затронет не более 6% населения с налогооблагаемыми доходами (около 4 млн граждан).
Кроме того, предлагается установить для ПИФов обязанность уплачивать налог на прибыль с пассивных доходов по ставке 15% (с последующим зачетом при налогообложении пайщиков). Сейчас ПИФ не платит налог на прибыль, а налогообложение возникает только при выплате доходов пайщикам, что позволяет откладывать уплату на долгий срок и создает возможности для налоговой оптимизации.
Также предлагается повысить до 35% ставку налога на прибыль с дивидендов, уплачиваемых нерезидентам на счета типа «С».
В рамках формирования конкурентной среды и «обеления» экономики предложено:
• для выравнивания условий торговли на внутреннем рынке установить стандартный НДС 22% на трансграничную интернет-торговлю с уплатой электронными площадками в качестве агентов;
• ввести таможенный сбор 100 рублей за посылку на товары личного потребления стоимостью до 200 евро, пересылаемые из-за рубежа.
Законопроектом предусмотрена донастройка налогообложения природной ренты. В горно-металлургическом комплексе предлагается ввести налог для отдельных добывающих компаний в размере 30% от допдохода из-за роста мировых цен в рублях на твердые ископаемые к уровню 2024 года (по золоту — 20%). В 2025 году мировые цены на цветные и драгоценные металлы, удобрения и другую продукцию резко выросли, принеся компаниям дополнительную ренту. Введение налога укрепит доходы всех уровней бюджетной системы РФ.
Минфин внес в Правительство РФ предложения по изменениям в Налоговый кодекс в рамках бюджетного пакета. Они направлены на повышение устойчивости бюджетной системы при сохранении ключевых принципов налоговой политики - справедливости и эффективности.
В целях унификации налогообложения доходов граждан по ставкам 13–22% в основную базу по НДФЛ предлагается включить «пассивные» доходы: по дивидендам и долевому участию, процентам по вкладам, операциям с ценными бумагами и цифровыми правами, продаже имущества и долей, договорам страхования и дарения.
Сейчас они облагаются по ставкам 13–15%. Ставка налога будет зависеть от размера дохода, а не от источника его получения, что отвечает целям прогрессивной шкалы НДФЛ.
Поправки не коснутся необлагаемого порога для малых вкладов до 1 млн. рублей, а также доходов участников СВО.
Предлагаемая унификация затронет не более 6% населения с налогооблагаемыми доходами (около 4 млн граждан).
Кроме того, предлагается установить для ПИФов обязанность уплачивать налог на прибыль с пассивных доходов по ставке 15% (с последующим зачетом при налогообложении пайщиков). Сейчас ПИФ не платит налог на прибыль, а налогообложение возникает только при выплате доходов пайщикам, что позволяет откладывать уплату на долгий срок и создает возможности для налоговой оптимизации.
Также предлагается повысить до 35% ставку налога на прибыль с дивидендов, уплачиваемых нерезидентам на счета типа «С».
В рамках формирования конкурентной среды и «обеления» экономики предложено:
• для выравнивания условий торговли на внутреннем рынке установить стандартный НДС 22% на трансграничную интернет-торговлю с уплатой электронными площадками в качестве агентов;
• ввести таможенный сбор 100 рублей за посылку на товары личного потребления стоимостью до 200 евро, пересылаемые из-за рубежа.
Законопроектом предусмотрена донастройка налогообложения природной ренты. В горно-металлургическом комплексе предлагается ввести налог для отдельных добывающих компаний в размере 30% от допдохода из-за роста мировых цен в рублях на твердые ископаемые к уровню 2024 года (по золоту — 20%). В 2025 году мировые цены на цветные и драгоценные металлы, удобрения и другую продукцию резко выросли, принеся компаниям дополнительную ренту. Введение налога укрепит доходы всех уровней бюджетной системы РФ.
ФНС усиливает контроль за доходами от аренды недвижимости
Как пишут «Известия», налоговые органы Москвы проверяют лиц, которые не имеют официального трудоустройства и сдают в аренду жилую или коммерческую недвижимость.
Методы контроля стандартные:
1️⃣мониторинг объявлений о сдаче объектов;
2️⃣анализ банковских зачислений и переводов;
3️⃣опрос соседей;
запрос письменных пояснений о происхождении средств.
Если налоговики выявят незадекларированный доход от аренды, они доначислят налог, пени и штрафы за все прошлые периоды. Если налог не будет уплачен, то заблокируют банковские счета.
Как пишут «Известия», налоговые органы Москвы проверяют лиц, которые не имеют официального трудоустройства и сдают в аренду жилую или коммерческую недвижимость.
Методы контроля стандартные:
1️⃣мониторинг объявлений о сдаче объектов;
2️⃣анализ банковских зачислений и переводов;
3️⃣опрос соседей;
запрос письменных пояснений о происхождении средств.
Если налоговики выявят незадекларированный доход от аренды, они доначислят налог, пени и штрафы за все прошлые периоды. Если налог не будет уплачен, то заблокируют банковские счета.
Известия
Богатые незнаменитые: ФНС взялась за безработных арендодателей Москвы
Налоговая усилила проверку физлиц