Всем привет. Публикуем индекс цен на строительство домов на 1 декабря 2025 года
Деревянные дома:
• Одноэтажный, эконом (175 м²) — 42 977 руб/м²
• Одноэтажный, бизнес (175 м²) — 68 312 руб/м²
• Двухэтажный, эконом (350 м²) — 28 556 руб/м²
• Двухэтажный, бизнес (350 м²) — 44 008 руб/м²
Каменные дома:
• Одноэтажный, эконом (175 м²) — 40 533 руб/м²
• Одноэтажный, бизнес (175 м²) — 64 524 руб/м²
• Двухэтажный, эконом (350 м²) — 24 872 руб/м²
• Двухэтажный, бизнес (350 м²) — 41 159 руб/м²
Индекс будет публиковаться ежемесячно — таким образом можно отслеживать динамику ценообразования на строительство ИЖС.
Что я бы хотел добавить:
• За основу взяты серийные проекты компании Good Wood.
• Цены актуальны для Московской области, но, как правило, не сильно отличаются от региональных.
• Комплектация — «тепловой контур».
• Это не какие-то левые цифры — к каждой цифре приложены подробные расчеты со всеми материалами, закупочными ценами, а также расценками на работы. И даже указана прибыль компании.
• В будущем мы подробнее распишем «Накладные расходы», чтобы они учитывались не как % от оборота, а более точно — по всем статьям.
• Так как это первая версия, то скорее всего, профессионалы смогут найти какие-то неточности или ошибки — на сайте есть кнопка обратной связи, пожалуйста, оставляйте.
Деревянные дома:
• Одноэтажный, эконом (175 м²) — 42 977 руб/м²
• Одноэтажный, бизнес (175 м²) — 68 312 руб/м²
• Двухэтажный, эконом (350 м²) — 28 556 руб/м²
• Двухэтажный, бизнес (350 м²) — 44 008 руб/м²
Каменные дома:
• Одноэтажный, эконом (175 м²) — 40 533 руб/м²
• Одноэтажный, бизнес (175 м²) — 64 524 руб/м²
• Двухэтажный, эконом (350 м²) — 24 872 руб/м²
• Двухэтажный, бизнес (350 м²) — 41 159 руб/м²
Индекс будет публиковаться ежемесячно — таким образом можно отслеживать динамику ценообразования на строительство ИЖС.
Что я бы хотел добавить:
• За основу взяты серийные проекты компании Good Wood.
• Цены актуальны для Московской области, но, как правило, не сильно отличаются от региональных.
• Комплектация — «тепловой контур».
• Это не какие-то левые цифры — к каждой цифре приложены подробные расчеты со всеми материалами, закупочными ценами, а также расценками на работы. И даже указана прибыль компании.
• В будущем мы подробнее распишем «Накладные расходы», чтобы они учитывались не как % от оборота, а более точно — по всем статьям.
• Так как это первая версия, то скорее всего, профессионалы смогут найти какие-то неточности или ошибки — на сайте есть кнопка обратной связи, пожалуйста, оставляйте.
👍302🔥128❤76🤣21🦄7
Всем привет, это #новости_малоэтажки за ноябрь. Каждый месяц мы обсуждаем, что происходит в частном домостроении. С цифрами, фактами и, конечно, моими комментариями. Поехали!
1. С января получить ипотеку на ИЖС станет сложнее. Это коснется тех, у кого уже есть несколько кредитов.
Постоянно идут вбросы: то сложнее будет получить, то легче. Я думаю, все-таки наши или другие предложения будут приняты, и объем выдачи ипотеки будет выше. Вообще я привык рассуждать не категориями «легче» или «сложнее», а объемом выдачи. Сейчас объемы упали в 10 раз, соответственно, чтобы рынок ИЖС восстановился, выдачу ипотеки нужно в разы увеличить. Скорее всего, так и произойдет.
2. Власти разрабатывают льготы для тех, кто строит из дерева.
Я на этом рынке работаю уже 20 лет, и все 20 лет пытаются выдумать какие-то меры поддержки деревянного домостроения. Во‑первых, с поддержкой все ясно — выдавайте ипотеку хотя бы под 8%, и не нужны никакие другие меры. Только исправьте косяки эскроу. Во‑вторых, не нужно поддерживать деревянное домостроение отдельно. Все малоэтажное домостроение в той или иной степени деревянное. Например, в кирпичном доме чаще всего деревянная кровля.
3. Людям с некоторыми болезнями могут запретить продавать недвижимость. Для сделки придется взять справки от психиатра, нарколога и других врачей.
Я когда продавал квартиру, меня покупатель заставил идти в дурку и брать справку. Я, конечно, ее взял, но реальных тестов на вменяемость никто не делал. Поэтому эти справки — это, конечно, формальность. Наверное, тест на вменяемость какой-то нужен, но мне кажется, это из области фантастики.
4. В 2026 году банки будут реже отказывать в ипотеке.
Классная новость. Только что нас пугали, что брать будет сложнее, так как банки ужесточают требования, а теперь нам говорят, что отказывать будут реже)))
5. К 2030 году стройотрасли будет не хватать 400 тысяч рабочих.
В стройке действительно не хватает рабочих рук. Ждем, когда наконец запустят беспилотное такси — курьеры и таксисты появятся на рынке труда и пойдут в стройку.
6. Крупный банк одобрил ипотеку аферистам, которые строили фальшивые коттеджи из фанеры.
Красавцы. Вообще-то мошенники — не те, кто строил дома из фанеры, а физические лица, которые получили кредиты из банка. Если эти физлица будут исправно обслуживать свои кредиты, то какая разница — построены дома или нет? Если же наоборот — дом построен, а кредит не обслуживается, то банк влетел. И продать залог будет тоже очень непросто — как и в случае с фанерным домом. Скорее всего, в данном случае и строители, и физлица сговорились. А если так — то получат по полной: группа лиц по предварительному сговору.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤78👍51😁17🔥7🤔4
7. Земля в Подмосковье подорожала на 19% за год.
Подорожали, конечно, да. Но много ли это? Если инфляция была процентов 15, то получается — подорожали всего на 4%. На самом деле в ликвидных поселках по ходу развития проекта земля могла подорожать за год и на 50%. А неликвидная сельхозка могла даже подешеветь, так как ее переводить стало все сложнее и сложнее.
8. Ключевая ставка будет снижаться весь следующий год. Так заявила Эльвира Набиуллина.
Ну, в теории — да. На практике конкретно Эльвира Набиуллина не может точно знать, что будет со ставкой. Ведь ставка — это реакция на инфляцию. Если инфляция будет падать, то, конечно, ставка начнет снижаться. Если инфляция и курс доллара скакнут (не дай бог, если будут новые политические потрясения), то, конечно, ставку опять резко повысят — и мы это уже проходили. Но если мы говорим про инерционный сценарий, то, конечно, ставку будут снижать — и мы это поддерживаем. Более низкая ставка — это топливо всей экономики и стройки в частности.
9. Ученые создали живой стройматериал. В составе — цианобактерии. Они удаляют CO₂ из атмосферы.
Придумали какую-то хрень, которая поглощает СО₂. Но ведь эту штуку давно придумала природа — дерево. Многие думают, что применение древесины увеличивает выбросы СО₂, так как, срубая лес, мы уменьшаем поглощение СО₂ и выработку кислорода. Все ровно наоборот. Растущее дерево поглощает СО₂ и вырабатывает кислород. Умирающее и гниющее дерево — возвращает весь СО₂ в атмосферу со временем и забирает назад кислород. Самое лучшее, что можно сделать со взрослым деревом — его срубить и посадить на его место новое, растущее дерево. А полученную древесину не сжигать, а использовать для строительства. В принципе, во всем мире это уже поняли и активно поддерживают деревянное домостроение. У нас тоже это понимают — и думают, как поддержать))))
🔥139👍124❤64🤣12🤡5
Прошли сутки с момента публикации нами индекса цен.
Поступают различные замечания, за что большое спасибо профессиональному сообществу.
Мы планируем еще точнее посчитать транспортные расходы, более точно посчитать расходы на видеонаблюдение, личный кабинет, инструментальный контроль набора прочности бетона, аудит бетонных узлов и т.д. То есть эта тема будет развиваться.
Но уже сейчас, в принципе, этот индекс ПОЛНОСТЬЮ решает задачу отслеживания динамики цен. Насколько растет общая стоимость строительства. Мы будем публиковать этот индекс ежемесячно.
Теперь прогноз — что будет с ценами в 2026 году? На мой взгляд, цены в 2026-м году пойдут вверх. Тут все очень просто. Мы видим падение цен в октябре–декабре 2025 года при наличии инфляции.
Всегда после падения цены спрос увеличивался и цены росли. За историю нашей компании цены падали не так часто — наверное, раз 5 за 20 лет. И всегда после этого был рост цен в сезон. Причем сезон начинался по-разному: иногда в феврале, иногда в апреле–мае.
Итак, причина №1 — это экономический цикл. Вероятность падения после падения очень уж низкая при входе в сезон.
Второе — это ставка: ее будут снижать, коммерческая ипотека становится доступнее.
Третье — это депозиты. Сейчас почти у всех заканчиваются 25%-ные депозиты, и 15% уже менее интересны.
Ну и наконец, дефицит строительных материалов — лесозаготовители планируют заготавливать меньше, производители утеплителя остановили часть печей и т.д. Предложение понемногу снижается, а спрос нарастает достаточно резко в сезон.
Какой ожидаем рост? На мой взгляд, будет рыночный бум и рост цен на 15–30% в диапазоне март–август.
Профессиональное сообщество в этом вопросе в основном со мной не согласно, все ожидают кризис и дальше. Просто мало кто занимался этим 20 лет и способен с холодной головой анализировать данные). Посмотрим: если я ошибусь — я напишу об этом.
Поступают различные замечания, за что большое спасибо профессиональному сообществу.
Мы планируем еще точнее посчитать транспортные расходы, более точно посчитать расходы на видеонаблюдение, личный кабинет, инструментальный контроль набора прочности бетона, аудит бетонных узлов и т.д. То есть эта тема будет развиваться.
Но уже сейчас, в принципе, этот индекс ПОЛНОСТЬЮ решает задачу отслеживания динамики цен. Насколько растет общая стоимость строительства. Мы будем публиковать этот индекс ежемесячно.
Теперь прогноз — что будет с ценами в 2026 году? На мой взгляд, цены в 2026-м году пойдут вверх. Тут все очень просто. Мы видим падение цен в октябре–декабре 2025 года при наличии инфляции.
Всегда после падения цены спрос увеличивался и цены росли. За историю нашей компании цены падали не так часто — наверное, раз 5 за 20 лет. И всегда после этого был рост цен в сезон. Причем сезон начинался по-разному: иногда в феврале, иногда в апреле–мае.
Итак, причина №1 — это экономический цикл. Вероятность падения после падения очень уж низкая при входе в сезон.
Второе — это ставка: ее будут снижать, коммерческая ипотека становится доступнее.
Третье — это депозиты. Сейчас почти у всех заканчиваются 25%-ные депозиты, и 15% уже менее интересны.
Ну и наконец, дефицит строительных материалов — лесозаготовители планируют заготавливать меньше, производители утеплителя остановили часть печей и т.д. Предложение понемногу снижается, а спрос нарастает достаточно резко в сезон.
Какой ожидаем рост? На мой взгляд, будет рыночный бум и рост цен на 15–30% в диапазоне март–август.
Профессиональное сообщество в этом вопросе в основном со мной не согласно, все ожидают кризис и дальше. Просто мало кто занимался этим 20 лет и способен с холодной головой анализировать данные). Посмотрим: если я ошибусь — я напишу об этом.
👍268❤105👏34🤡21😁10
3 странных навыка предпринимателя.
Предпринимателями рождаются или становятся? У меня ответов на этот вопрос нет, но кое-какие психологические «странности» я замечаю у себя и у других коллег по палате))).
Скилл №1 — Нарциссизм
Многие разное вкладывают в это слово — я сейчас не про самовлюблённость. Я про зависимость от чужого мнения. Если что-то в твоем бизнесе не идеально, ты не просто разумом понимаешь, что теряешь деньги, а ты прямо испытываешь эмоциональные страдания и постоянно хочешь что-то докрутить и улучшить. И тебе все время кажется, что нужно все поменять и улучшить.
Ты никогда не будешь полностью удовлетворен всем, даже если прет прибыль и тебе все вокруг говорят: «Какие вы крутые, какую крутую компанию ты создал».
Скил №2 — Заимствования отовсюду
Ты постоянно видишь возможности для улучшения там, где другие проходят мимо.
Пример: я менял газовый счетчик у себя дома, и мне поставили счетчик с SIM-картой и тарифом «Пожизненный». Ничего себе? Это как это? Ведь если существует такой тариф, то мы можем применять его в наших умных розетках, которые мы ставим нашим клиентам.
Мы контролируем температуру, наличие электричества и давление в системе отопления в домах заказчиков, чтобы зимой при отсутствии хозяев не произошло промораживание дома. Мы, к сожалению, не можем доверить заказчику оплачивать SIM-карты — он может забыть. Поэтому платим сами. Мы предоставляем эту услугу бесплатно для заказчиков и пожизненно, но за сотовую связь платим сами (а это тысячи SIM-карт). А тут появилась возможность не платить за связь — отличная оптимизация затрат.
Скил №3 — Жамевю
Есть такое понятие дежавю — это когда ты видишь что-то впервые, но тебе кажется, что ты уже это видел. Есть противоположное понятие — жамевю: смотреть на вещи, которые ты видел сто раз, глазами человека, который видит это впервые.
Это очень важный навык. Он касается всех помещений, где мы работаем, сайтов, соцсетей. Наш мозг постоянно работает в режиме энергосбережения, и если он уже это видел — он не напрягается.
Мозг же предпринимателя часто переключается в режим жамевю: включается и задает вопросы — «А почему у нас это так сделано?», «А почему картинка справа, а не слева?», «А зачем мы сначала делаем это, а потом то?».
Ему отвечают: «Да мы всегда так делали». Но этот ответ его не удовлетворяет. Он хочет еще раз с нуля все пересмотреть и убедиться, что все работает правильно.
P/S: не совсем правильно делить людей на основателей компании и сотрудников. Есть большое количество бизнесменов, у которых нет таких навыков — они просто сидят на какой-то удачной теме и качают деньги. И есть гениальные сотрудники, у которых есть эти скилы. Они хоть и имеют статус сотрудников, но фактически являются партнерами по бизнесу: они ищут вместе с главным и не успокаиваются.
Предпринимателями рождаются или становятся? У меня ответов на этот вопрос нет, но кое-какие психологические «странности» я замечаю у себя и у других коллег по палате))).
Скилл №1 — Нарциссизм
Многие разное вкладывают в это слово — я сейчас не про самовлюблённость. Я про зависимость от чужого мнения. Если что-то в твоем бизнесе не идеально, ты не просто разумом понимаешь, что теряешь деньги, а ты прямо испытываешь эмоциональные страдания и постоянно хочешь что-то докрутить и улучшить. И тебе все время кажется, что нужно все поменять и улучшить.
Ты никогда не будешь полностью удовлетворен всем, даже если прет прибыль и тебе все вокруг говорят: «Какие вы крутые, какую крутую компанию ты создал».
Скил №2 — Заимствования отовсюду
Ты постоянно видишь возможности для улучшения там, где другие проходят мимо.
Пример: я менял газовый счетчик у себя дома, и мне поставили счетчик с SIM-картой и тарифом «Пожизненный». Ничего себе? Это как это? Ведь если существует такой тариф, то мы можем применять его в наших умных розетках, которые мы ставим нашим клиентам.
Мы контролируем температуру, наличие электричества и давление в системе отопления в домах заказчиков, чтобы зимой при отсутствии хозяев не произошло промораживание дома. Мы, к сожалению, не можем доверить заказчику оплачивать SIM-карты — он может забыть. Поэтому платим сами. Мы предоставляем эту услугу бесплатно для заказчиков и пожизненно, но за сотовую связь платим сами (а это тысячи SIM-карт). А тут появилась возможность не платить за связь — отличная оптимизация затрат.
Скил №3 — Жамевю
Есть такое понятие дежавю — это когда ты видишь что-то впервые, но тебе кажется, что ты уже это видел. Есть противоположное понятие — жамевю: смотреть на вещи, которые ты видел сто раз, глазами человека, который видит это впервые.
Это очень важный навык. Он касается всех помещений, где мы работаем, сайтов, соцсетей. Наш мозг постоянно работает в режиме энергосбережения, и если он уже это видел — он не напрягается.
Мозг же предпринимателя часто переключается в режим жамевю: включается и задает вопросы — «А почему у нас это так сделано?», «А почему картинка справа, а не слева?», «А зачем мы сначала делаем это, а потом то?».
Ему отвечают: «Да мы всегда так делали». Но этот ответ его не удовлетворяет. Он хочет еще раз с нуля все пересмотреть и убедиться, что все работает правильно.
P/S: не совсем правильно делить людей на основателей компании и сотрудников. Есть большое количество бизнесменов, у которых нет таких навыков — они просто сидят на какой-то удачной теме и качают деньги. И есть гениальные сотрудники, у которых есть эти скилы. Они хоть и имеют статус сотрудников, но фактически являются партнерами по бизнесу: они ищут вместе с главным и не успокаиваются.
👍344❤188😁16🦄16😇6
Как мы определяем классы эконом- комфорт - бизнес для частного дома
Эконом — это когда ограничены деньги, главное при принятии всех решений — цена. Когда дом получается меньше, чем хочется, из-за денег. Семейный доход менее 500 тр в месяц. Участок до 2 млн рублей. Коробка до 5 млн рублей. Под ключ до 20 млн рублей.
Комфорт — когда ищется компромисс цена/качество. Деньги есть с запасом, но хочется именно тех решений, чтобы не переплачивать. Доход семьи 500 тр – 1,5 млн рублей в месяц. Участок 2–8 млн рублей, коробка 5–15 млн рублей, под ключ 20–60 млн рублей.
Бизнес — это никаких компромиссов. Хочется всё самое крутое — пофиг, сколько стоит, денег зарабатываем быстрее, чем тратим на стройку. Но ты ещё не в списке «Форбс». Доход семьи 1,5–10 млн рублей в месяц. Участок 8–30 млн рублей. Коробка 15–70 млн рублей, под ключ 60–200 млн рублей.
В более высоком сегменте не работаем и не хотим, не в курсе.
Эконом — это когда ограничены деньги, главное при принятии всех решений — цена. Когда дом получается меньше, чем хочется, из-за денег. Семейный доход менее 500 тр в месяц. Участок до 2 млн рублей. Коробка до 5 млн рублей. Под ключ до 20 млн рублей.
Комфорт — когда ищется компромисс цена/качество. Деньги есть с запасом, но хочется именно тех решений, чтобы не переплачивать. Доход семьи 500 тр – 1,5 млн рублей в месяц. Участок 2–8 млн рублей, коробка 5–15 млн рублей, под ключ 20–60 млн рублей.
Бизнес — это никаких компромиссов. Хочется всё самое крутое — пофиг, сколько стоит, денег зарабатываем быстрее, чем тратим на стройку. Но ты ещё не в списке «Форбс». Доход семьи 1,5–10 млн рублей в месяц. Участок 8–30 млн рублей. Коробка 15–70 млн рублей, под ключ 60–200 млн рублей.
В более высоком сегменте не работаем и не хотим, не в курсе.
🔥198🙈149👍90🤔31🤷♂18
Есть нейросеть ChatGPT, но есть и более интересная (для меня) сеть — Перплексити. Она не придумывает, а гуглит. Мне это более интересно. И вот я решил задать такой вопрос:
«Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
Но я по-другому спросил:
«Найди мне строительные компании в Москве, которые строят из керамических блоков, и строительные компании, которые строят из клееного бруса. Мне надо, чтобы меня не отвлекали, чтобы компания взяла на себя всю головную боль и потом отвечала за свою работу, интересует максимальное качество.
Найди топ-10 компаний по каждому материалу и сделай два рейтинга».
Вот ответ.
Ответ устроил)
«Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
Но я по-другому спросил:
«Найди мне строительные компании в Москве, которые строят из керамических блоков, и строительные компании, которые строят из клееного бруса. Мне надо, чтобы меня не отвлекали, чтобы компания взяла на себя всю головную боль и потом отвечала за свою работу, интересует максимальное качество.
Найди топ-10 компаний по каждому материалу и сделай два рейтинга».
Вот ответ.
Ответ устроил)
👍354😁128❤75🤣24🤡19
Каркасные дома, мифы.
В чате, привязанном к каналу, идут баталии насчет каркасных домов.
Давайте развенчаем основные мифы.
Каркасный дом — это дешево. Нет, это ошибка. Каркасный дом качественный — это дорого. Это так же дорого, как клееный брус, газобетон, керамический блок — причем высокого качества.
Каркасный дом — это всегда некачественно. Нет. Есть компании супер высокого качества — приезжайте на Open Village. Увидите каркасники за 30–70 млн рублей, поверьте, с качеством там все хорошо.
В каркасном доме душно. Во всех домах, нормально построенных, душно. Даже в наших новых домах из клееного бруса, которые мы научились строить с зазором 0,4 мм, стало душно. Теперь клееный брус перестал «дышать»). С вентиляцией или открытыми окнами — все ок.
В каркасном доме все гремит и ходит ходуном). Нет. Приезжайте в Good Wood Plaza — это каркасный дом с размером стойки 850×350 мм, и покажите мне, что там гремит).
Каркасный дом — это быстро. И да, и нет. В теории, если типовой проект на винтовых сваях, то быстро. Но нормальный дом только проектировать месяца 4. Поэтому не надо торопиться: пару лет на стройку все равно уйдёт.
Вопрос: откуда все эти мифы? Очень большой диапазон качества. Невозможно, например, дом из керамических блоков сделать в 3 раза дешевле. А каркасник — можно. Поэтому в стране, где не действуют нормы, расплодилась куча компаний и частников, которые делают либо «компромиссные каркасники», либо вообще откровенный трэш.
И репутация каркасных домов в России не очень. Может быть, за исключением Питера, где еще помнят, как до 2022 года ездили в Финляндию, а там как раз все каркасное. Кстати, именно поэтому практически все качественные каркасные компании, которые я знаю (ФД, ИБ, ТТ, БЗ), — именно из Питера.
В чате, привязанном к каналу, идут баталии насчет каркасных домов.
Давайте развенчаем основные мифы.
Каркасный дом — это дешево. Нет, это ошибка. Каркасный дом качественный — это дорого. Это так же дорого, как клееный брус, газобетон, керамический блок — причем высокого качества.
Каркасный дом — это всегда некачественно. Нет. Есть компании супер высокого качества — приезжайте на Open Village. Увидите каркасники за 30–70 млн рублей, поверьте, с качеством там все хорошо.
В каркасном доме душно. Во всех домах, нормально построенных, душно. Даже в наших новых домах из клееного бруса, которые мы научились строить с зазором 0,4 мм, стало душно. Теперь клееный брус перестал «дышать»). С вентиляцией или открытыми окнами — все ок.
В каркасном доме все гремит и ходит ходуном). Нет. Приезжайте в Good Wood Plaza — это каркасный дом с размером стойки 850×350 мм, и покажите мне, что там гремит).
Каркасный дом — это быстро. И да, и нет. В теории, если типовой проект на винтовых сваях, то быстро. Но нормальный дом только проектировать месяца 4. Поэтому не надо торопиться: пару лет на стройку все равно уйдёт.
Вопрос: откуда все эти мифы? Очень большой диапазон качества. Невозможно, например, дом из керамических блоков сделать в 3 раза дешевле. А каркасник — можно. Поэтому в стране, где не действуют нормы, расплодилась куча компаний и частников, которые делают либо «компромиссные каркасники», либо вообще откровенный трэш.
И репутация каркасных домов в России не очень. Может быть, за исключением Питера, где еще помнят, как до 2022 года ездили в Финляндию, а там как раз все каркасное. Кстати, именно поэтому практически все качественные каркасные компании, которые я знаю (ФД, ИБ, ТТ, БЗ), — именно из Питера.
👍326❤118👌14😁6👏5
Бум ИЖС 2026
Напомню, я прогнозировал в ИЖС бум (подъем рынка) в 2026.
Все, абсолютно все, вертели у виска и говорили: «Будет все плохо», «Никакого бума не будет», «Будет дальнейший спад».
Но у меня сработала элементарная логика:
1. Прошло полтора года после искусственного кризиса, сотворенного теми, кто резко остановил ипотеку после вертолетной раздачи денег.
2. Цены на конец 2025 года пришли к ценам начала 2025 года, несмотря на инфляцию.
3. Ставка ЦБ 16% делает не особо интересным держание денег на депозитах.
Исходя из этого я прогнозировал существенный подъем строительства и подъем цен на 15–30%.
Я был уверен, что все будет так, как я прогнозировал, но я не ожидал, что это начнется так быстро. Я думал, это начнется в марте–мае 2026, а это началось уже в декабре!
• ISTKULT (ITONG, газобетон) поднимает с 1 января цены на 7%
• POROTHERM (керамический блок) поднимает цены с нового года на 5% (двумя ступенями)
• Клейкие ленты, ПСУЛ — +18%
• Гидроизоляция отсечная — +10%
• Полнотелый кирпич — +10%
• Пена — +10%
• Шлифовальные круги — +15%
• Кровельные пленки — +15%
• Скотчи для кровли — +15%
Фактически сейчас, пожалуй, идеальный момент для заключения договора на строительство дома: есть еще несколько компаний, у которых действует программа фиксации цен 2025 года.
Эту штуку мы придумали вместо акций (раньше делали акции), сейчас решили просто снизить маржу через фиксацию цен. Некоторые наши коллеги сделали аналогичные программы, и разведка докладывает, что к некоторым менеджерам уже не попасть до Нового года. Заказчики хотят успеть впрыгнуть в последний вагон.
Так что следующий год обещает быть жарким. Как обычно оговорюсь: если не будет каких-то новых черных лебедей, от которых никто никогда не застрахован.
Напомню, я прогнозировал в ИЖС бум (подъем рынка) в 2026.
Все, абсолютно все, вертели у виска и говорили: «Будет все плохо», «Никакого бума не будет», «Будет дальнейший спад».
Но у меня сработала элементарная логика:
1. Прошло полтора года после искусственного кризиса, сотворенного теми, кто резко остановил ипотеку после вертолетной раздачи денег.
2. Цены на конец 2025 года пришли к ценам начала 2025 года, несмотря на инфляцию.
3. Ставка ЦБ 16% делает не особо интересным держание денег на депозитах.
Исходя из этого я прогнозировал существенный подъем строительства и подъем цен на 15–30%.
Я был уверен, что все будет так, как я прогнозировал, но я не ожидал, что это начнется так быстро. Я думал, это начнется в марте–мае 2026, а это началось уже в декабре!
• ISTKULT (ITONG, газобетон) поднимает с 1 января цены на 7%
• POROTHERM (керамический блок) поднимает цены с нового года на 5% (двумя ступенями)
• Клейкие ленты, ПСУЛ — +18%
• Гидроизоляция отсечная — +10%
• Полнотелый кирпич — +10%
• Пена — +10%
• Шлифовальные круги — +15%
• Кровельные пленки — +15%
• Скотчи для кровли — +15%
Фактически сейчас, пожалуй, идеальный момент для заключения договора на строительство дома: есть еще несколько компаний, у которых действует программа фиксации цен 2025 года.
Эту штуку мы придумали вместо акций (раньше делали акции), сейчас решили просто снизить маржу через фиксацию цен. Некоторые наши коллеги сделали аналогичные программы, и разведка докладывает, что к некоторым менеджерам уже не попасть до Нового года. Заказчики хотят успеть впрыгнуть в последний вагон.
Так что следующий год обещает быть жарким. Как обычно оговорюсь: если не будет каких-то новых черных лебедей, от которых никто никогда не застрахован.
🤣175👍128❤98🔥48🗿19
Зависимость цен от инфляции.
Тут в чате некоторые пишут, что идёт стагфляция. Типа цены растут не потому, что гиперспрос, а потому, что инфляция издержек.
У меня к этим умным людям вопросы:
А почему цены в 2025 году снижались, особенно в октябре–декабре? Инфляции не было?
Почему газобетонный блок Итонг в 2020 году стоил 3600 руб. за куб, а в 2021 — 14 тыс. руб. за куб? Инфляция? Тогда почему он в 2022 упал до 6500? Дефляция?
Дерево почему в 2020 стоило 7200 за куб, а в 2021 стало стоить 20 тыс.р.?
И почему дерево с 2021 по 2025 не изменилось и всё так же стоит 20 тыс.р.? Инфляции не было?
Я очень хорошо разбираюсь в цифрах, а главное — у меня на связи практически все значимые компании - заводы - производители. Мы общаемся не только на уровне руководителей, но и есть неформальные связи с другими отделами, и вся информация о том, куда идёт спрос, у нас есть.
Ещё раз: я ожидал бум на рынке ИЖС в 2026, но он начался в декабре 2025.
Что такое кризис — это падение спроса. Что такое бум — увеличение спроса.
Объёмы строительства ИЖС в 2026 будут выше, чем в 2025. Конечно, до 2024 нам далеко, но где-то на уровень — что-то среднее между 2024 и 2025 — мы можем рассчитывать.
Тут в чате некоторые пишут, что идёт стагфляция. Типа цены растут не потому, что гиперспрос, а потому, что инфляция издержек.
У меня к этим умным людям вопросы:
А почему цены в 2025 году снижались, особенно в октябре–декабре? Инфляции не было?
Почему газобетонный блок Итонг в 2020 году стоил 3600 руб. за куб, а в 2021 — 14 тыс. руб. за куб? Инфляция? Тогда почему он в 2022 упал до 6500? Дефляция?
Дерево почему в 2020 стоило 7200 за куб, а в 2021 стало стоить 20 тыс.р.?
И почему дерево с 2021 по 2025 не изменилось и всё так же стоит 20 тыс.р.? Инфляции не было?
Я очень хорошо разбираюсь в цифрах, а главное — у меня на связи практически все значимые компании - заводы - производители. Мы общаемся не только на уровне руководителей, но и есть неформальные связи с другими отделами, и вся информация о том, куда идёт спрос, у нас есть.
Ещё раз: я ожидал бум на рынке ИЖС в 2026, но он начался в декабре 2025.
Что такое кризис — это падение спроса. Что такое бум — увеличение спроса.
Объёмы строительства ИЖС в 2026 будут выше, чем в 2025. Конечно, до 2024 нам далеко, но где-то на уровень — что-то среднее между 2024 и 2025 — мы можем рассчитывать.
🔥143❤109🤔54🤡44🤣21
Нас одно ведомство попросило прислать предложения по ситуации с эскроу.
Но я подумал: почему бы не опубликовать эти предложения публично))))
1. Запретить банкам задерживать раскрытие эскроу-счетов и депонировать их, чтобы что-то там, какие-то свои расходы компенсировать.
2. Закрыть программу с проектным финансированием под 1% в ИЖС. Это абсолютно нерыночная ситуация. Причем банки начинают использовать этот ресурс в свою пользу. Ее просто надо закрыть. У государства лишние деньги? Дайте больше субсидий банкам, чтобы они пункт 1 выполняли четко.
3. Уберите ДОМ.РФ из этой темы. Не нужно централизовать эти функции: единый каталог, реестр, картинки, база подрядчиков. Каждый банк должен работать напрямую с заказчиком и подрядчиком.
4. Уберите процедуру оценки. Не надо оценивать построенный дом. Можете оценить, конечно, перед кредитным договором, чтобы убедиться в ликвидности будущего залога. Но после того, как все построено, ничего оценивать не надо.
5. Разрешите семейную ипотеку при покупке жилья, введенного в эксплуатацию менее чем через 2 года (вторичное, но новое жилье).
6. Отработайте систему льготной ипотеки для девелопмента, когда право собственности на участок переходит заказчику вместе с актом и открытием эскроу-счета. Сейчас сначала продают участок, а потом строят через эскроу якобы на участке заказчика. Схема неправильная и рискованная для всех.
7. Знаю, что не пройдет, но поэтапное раскрытие эскроу-счетов всем бы сильно помогло.
8. [В будущем] надо признать, что система эскроу-счетов не работает при строительстве индивидуальных домов на участках заказчиков, и этот механизм надо полностью отменить, оставив его только для девелопмента.
Александр Дубовенко, основатель Good Wood.
Всем спасибо.
Но я подумал: почему бы не опубликовать эти предложения публично))))
1. Запретить банкам задерживать раскрытие эскроу-счетов и депонировать их, чтобы что-то там, какие-то свои расходы компенсировать.
2. Закрыть программу с проектным финансированием под 1% в ИЖС. Это абсолютно нерыночная ситуация. Причем банки начинают использовать этот ресурс в свою пользу. Ее просто надо закрыть. У государства лишние деньги? Дайте больше субсидий банкам, чтобы они пункт 1 выполняли четко.
3. Уберите ДОМ.РФ из этой темы. Не нужно централизовать эти функции: единый каталог, реестр, картинки, база подрядчиков. Каждый банк должен работать напрямую с заказчиком и подрядчиком.
4. Уберите процедуру оценки. Не надо оценивать построенный дом. Можете оценить, конечно, перед кредитным договором, чтобы убедиться в ликвидности будущего залога. Но после того, как все построено, ничего оценивать не надо.
5. Разрешите семейную ипотеку при покупке жилья, введенного в эксплуатацию менее чем через 2 года (вторичное, но новое жилье).
6. Отработайте систему льготной ипотеки для девелопмента, когда право собственности на участок переходит заказчику вместе с актом и открытием эскроу-счета. Сейчас сначала продают участок, а потом строят через эскроу якобы на участке заказчика. Схема неправильная и рискованная для всех.
7. Знаю, что не пройдет, но поэтапное раскрытие эскроу-счетов всем бы сильно помогло.
8. [В будущем] надо признать, что система эскроу-счетов не работает при строительстве индивидуальных домов на участках заказчиков, и этот механизм надо полностью отменить, оставив его только для девелопмента.
Александр Дубовенко, основатель Good Wood.
Всем спасибо.
👍446❤128🤡47👏39🤬9
Друзья, всем привет! Мы уже второй раз подряд в конце года выпускаем так называемое публичное демо — ролик про наиболее интересные достижения компании Good Wood. Это еще один шаг а сторону открытости компании и помощь коллегам по рынку, кто интересуется)).
VK
RuTube
YouTube
Приятного просмотра). Всех с наступающим!
VK
RuTube
YouTube
Приятного просмотра). Всех с наступающим!
👍196🔥94❤50🎄24🤔3
Всем привет, с наступающим. Индекс цен на строительство на 1 января 2026 года
Деревянный одноэтажный эконом, 175 м² — 43 472 руб/м²
Деревянный одноэтажный бизнес, 175 м² — 67 117 руб/м²
Деревянный двухэтажный эконом, 350 м² — 29 142 руб/м²
Деревянный двухэтажный бизнес, 350 м² — 43 823 руб/м²
Каменный одноэтажный эконом, 175 м² — 39 812 руб/м²
Каменный одноэтажный бизнес, 175 м² — 63 213 руб/м²
Каменный двухэтажный эконом, 350 м² — 24 445 руб/м²
Каменный двухэтажный бизнес, 350 м² — 40 238 руб/м²
Детали и динамика тут
Речь идет про тепловой контур и про оптимизированные (серийные) проекты.
Деревянный одноэтажный эконом, 175 м² — 43 472 руб/м²
Деревянный одноэтажный бизнес, 175 м² — 67 117 руб/м²
Деревянный двухэтажный эконом, 350 м² — 29 142 руб/м²
Деревянный двухэтажный бизнес, 350 м² — 43 823 руб/м²
Каменный одноэтажный эконом, 175 м² — 39 812 руб/м²
Каменный одноэтажный бизнес, 175 м² — 63 213 руб/м²
Каменный двухэтажный эконом, 350 м² — 24 445 руб/м²
Каменный двухэтажный бизнес, 350 м² — 40 238 руб/м²
Детали и динамика тут
Речь идет про тепловой контур и про оптимизированные (серийные) проекты.
🍾112👍90❤75🔥28😁24
Ни один нормальный архитектор не пойдет работать в строительную компанию.
Я согласен с этим утверждением, но я бы добавил нескромную оговорку: «если это не Good Wood»)
Давайте сначала разберемся в причинах этого мнения:
В строительной компании архитектор ограничен теми технологиями, которые есть.
На него давят: «Давай быстрее доделывай свой гребаный проект, нам бабки нужно брать за подряд».
Часть денег с проекта компания берет себе.
Грубо говоря, это борьба творчества и коммерции. Независимый архитектор — это творчество, а архитектор в строительной компании — коммерция.
Наверное, эти минусы компенсируются плюсами. Опишу сначала плюсы, которые есть во многих компаниях, а потом опишу плюсы, которые мы добавили в Good Wood.
Архитектору в строительной компании не надо искать клиента, размещать рекламу. Борьба творчества и коммерции? А бегать по соцсетям и искать клиента — это не коммерция?
Большой опыт реального строительства. Многие независимые архитекторы в лучшем случае «строят» 1–2 дома в год. 90% работы идет «в стол». А половина из того, что построено, — на это стыдно смотреть. У нас ни один архитектор не строит меньше 10 домов в год. Они получают огромный опыт не производства архикадовских файлов, а реальной стройки.
Заказчик, который отдельно ищет архитектора, а потом будет искать подрядчиков, как правило, имеет мышление экономкласса. Он постоянно давит, меняет решения и считает себя самым умным и что все ему должны.
Теперь переходим к Good Wood. Прочитаем еще раз исходную фразу: «Ни один нормальный архитектор не пойдет работать в строительную компанию». К ней добавляем мое мнение: я хочу, чтобы лучшие архитекторы по малоэтажному строительству в бизнес-классе работали именно в Good Wood.
Для этого мне надо полностью убрать все недостатки работы в других компаниях и у независимых архитекторов:
Все проекты, которые делают наши архитекторы, идут в стройку. Для этого мы начинаем проектировать только если заказчик предоплатил строительство.
Наши архитекторы имеют лучшую насмотренность. Пока другие ноют и плачут, что в западные страны теперь не попасть, мы вывозим 20–30 человек с неимоверными трудностями на лучшие архитектурные выставки мира ради насмотренности.
Инженеры — конструкторы, электрики, вентиляция, отопление, фасадные специалисты — все рядом. Невозможно спроектировать нормальный дом, если нет в команде инженеров, которые сразу вовлекаются в проект.
Все деньги, которые заказчик заплатил за проект, идут архитектору. На самом деле — даже больше. А лицензионный Archicad и прочий софт оплачивает компания.
Мы никак не ограничиваем наших архитекторов. Наши архитекторы знают: если вдруг строительный отдел будет давить и вводить ограничения, они всегда могут обратиться ко мне. Более того, я периодически общаюсь с каждым архитектором и спрашиваю его: вспомни самый обидный случай, когда ты или заказчик хотели что-то реализовать, а строители вам не разрешили.
Мы не прячем наших архитекторов за компанией, а наоборот — публикуем портфолио, показываем в соцсетях и развиваем личный бренд наших архитекторов.
Вывод: я делаю все возможное, чтобы наши архитекторы были лучшими в России специалистами по проектированию и реализации (строительству домов), а не рисовальщиками волшебных картинок.
Они должны иметь большой опыт реализации (сотни домов), посещать стройки, посещать дома заказчиков и общаться с ними, смотреть, как пространство «работает». Они должны посещать лучшие архитектурные выставки по всему миру, много путешествовать, много учиться. Моя задача — обеспечить им поток заказов, отсутствие давления, все необходимые инструменты, помощь инженеров и удовлетворение личных амбиций.
Я согласен с этим утверждением, но я бы добавил нескромную оговорку: «если это не Good Wood»)
Давайте сначала разберемся в причинах этого мнения:
В строительной компании архитектор ограничен теми технологиями, которые есть.
На него давят: «Давай быстрее доделывай свой гребаный проект, нам бабки нужно брать за подряд».
Часть денег с проекта компания берет себе.
Грубо говоря, это борьба творчества и коммерции. Независимый архитектор — это творчество, а архитектор в строительной компании — коммерция.
Возникает вопрос: если все так шоколадно в этой профессии, то почему наши бывшие архитекторы (не меньше 10 человек), которые стали именитыми и независимыми, так сильно просятся назад в Good Wood, в штат?
Наверное, эти минусы компенсируются плюсами. Опишу сначала плюсы, которые есть во многих компаниях, а потом опишу плюсы, которые мы добавили в Good Wood.
Архитектору в строительной компании не надо искать клиента, размещать рекламу. Борьба творчества и коммерции? А бегать по соцсетям и искать клиента — это не коммерция?
Большой опыт реального строительства. Многие независимые архитекторы в лучшем случае «строят» 1–2 дома в год. 90% работы идет «в стол». А половина из того, что построено, — на это стыдно смотреть. У нас ни один архитектор не строит меньше 10 домов в год. Они получают огромный опыт не производства архикадовских файлов, а реальной стройки.
Заказчик, который отдельно ищет архитектора, а потом будет искать подрядчиков, как правило, имеет мышление экономкласса. Он постоянно давит, меняет решения и считает себя самым умным и что все ему должны.
Теперь переходим к Good Wood. Прочитаем еще раз исходную фразу: «Ни один нормальный архитектор не пойдет работать в строительную компанию». К ней добавляем мое мнение: я хочу, чтобы лучшие архитекторы по малоэтажному строительству в бизнес-классе работали именно в Good Wood.
Для этого мне надо полностью убрать все недостатки работы в других компаниях и у независимых архитекторов:
Все проекты, которые делают наши архитекторы, идут в стройку. Для этого мы начинаем проектировать только если заказчик предоплатил строительство.
Наши архитекторы имеют лучшую насмотренность. Пока другие ноют и плачут, что в западные страны теперь не попасть, мы вывозим 20–30 человек с неимоверными трудностями на лучшие архитектурные выставки мира ради насмотренности.
Инженеры — конструкторы, электрики, вентиляция, отопление, фасадные специалисты — все рядом. Невозможно спроектировать нормальный дом, если нет в команде инженеров, которые сразу вовлекаются в проект.
Все деньги, которые заказчик заплатил за проект, идут архитектору. На самом деле — даже больше. А лицензионный Archicad и прочий софт оплачивает компания.
Мы никак не ограничиваем наших архитекторов. Наши архитекторы знают: если вдруг строительный отдел будет давить и вводить ограничения, они всегда могут обратиться ко мне. Более того, я периодически общаюсь с каждым архитектором и спрашиваю его: вспомни самый обидный случай, когда ты или заказчик хотели что-то реализовать, а строители вам не разрешили.
Мы не прячем наших архитекторов за компанией, а наоборот — публикуем портфолио, показываем в соцсетях и развиваем личный бренд наших архитекторов.
Вывод: я делаю все возможное, чтобы наши архитекторы были лучшими в России специалистами по проектированию и реализации (строительству домов), а не рисовальщиками волшебных картинок.
Они должны иметь большой опыт реализации (сотни домов), посещать стройки, посещать дома заказчиков и общаться с ними, смотреть, как пространство «работает». Они должны посещать лучшие архитектурные выставки по всему миру, много путешествовать, много учиться. Моя задача — обеспечить им поток заказов, отсутствие давления, все необходимые инструменты, помощь инженеров и удовлетворение личных амбиций.
👍512🔥289🤡78🙈18💅16
Всем привет. Наша тема с индексом цен неплохо сработала!
Сегодня уже третий раз поступил сигнал, что заказчики приходят к другим подрядчикам с нашими распечатками)))
Например, заказчик хочет заказать двухэтажный каменный дом в компании «Х».
Он сначала открывает индекс цен и видит цену бизнес-класса 40,2 тыс руб/м², а цену эконом-класса 24,4 тыс руб/м².
Ему в компании «Х», например, предлагают построить за 35 тыс руб/м² и на словах говорят: «У нас, конечно же, все по супер стандартам».
Что делает заказчик? Он приезжает в компанию с распечаткой двух смет из индекса цен и начинает ПОПОЗИЦИОННО сверять, чтобы понять, обманывают ли его или нет.
Конечно, многих забесило, что мы открыли себестоимость (наши закупочные цены) по всем позициям, расценки, которые мы платим рабочим, ведь заказчики начинают требовать от компаний этих цен. Так их не будет, компания должна что-то зарабатывать, чтобы выжить)))
Ну да ладно, вменяемый заказчик это прекрасно понимает. Нам удалось расписать в индексе цен не только расходы на материалы, но и все наши косвенные расходы, такие как расходы на инструмент, на технадзор, геологию, личный кабинет, уборку мусора, геодезистов и т.д. И даже указали свою маржу 15%, с которой, кстати, половину нужно заплатить налогов.
В общем, хорошая штука получилась, которая, на мой взгляд, взорвала рынок.
Наши планы:
По просьбам трудящихся мы добавим два индивидуальных проекта класса премиум — деревянный и каменный.
И, конечно, начнем двигаться в сторону комплектации «под ключ», так как пока мы умеем считать только коробки (тепловой контур).
А «под ключ» в наше время — это еще умножить на 2–3 надо.
Сегодня уже третий раз поступил сигнал, что заказчики приходят к другим подрядчикам с нашими распечатками)))
Например, заказчик хочет заказать двухэтажный каменный дом в компании «Х».
Он сначала открывает индекс цен и видит цену бизнес-класса 40,2 тыс руб/м², а цену эконом-класса 24,4 тыс руб/м².
Ему в компании «Х», например, предлагают построить за 35 тыс руб/м² и на словах говорят: «У нас, конечно же, все по супер стандартам».
Что делает заказчик? Он приезжает в компанию с распечаткой двух смет из индекса цен и начинает ПОПОЗИЦИОННО сверять, чтобы понять, обманывают ли его или нет.
Если бы это был один случай — ладно, я бы не обратил внимания, но информация поступила уже из третьего источника. Это говорит о том, что мы опять немного увеличили прозрачность на этом рынке.
Конечно, многих забесило, что мы открыли себестоимость (наши закупочные цены) по всем позициям, расценки, которые мы платим рабочим, ведь заказчики начинают требовать от компаний этих цен. Так их не будет, компания должна что-то зарабатывать, чтобы выжить)))
Ну да ладно, вменяемый заказчик это прекрасно понимает. Нам удалось расписать в индексе цен не только расходы на материалы, но и все наши косвенные расходы, такие как расходы на инструмент, на технадзор, геологию, личный кабинет, уборку мусора, геодезистов и т.д. И даже указали свою маржу 15%, с которой, кстати, половину нужно заплатить налогов.
В общем, хорошая штука получилась, которая, на мой взгляд, взорвала рынок.
Наши планы:
По просьбам трудящихся мы добавим два индивидуальных проекта класса премиум — деревянный и каменный.
И, конечно, начнем двигаться в сторону комплектации «под ключ», так как пока мы умеем считать только коробки (тепловой контур).
А «под ключ» в наше время — это еще умножить на 2–3 надо.
👍329🔥216❤75🤡52🏆19
«Выход из операционки» — бред.
Как только слышите эти три слова — бегите оттуда.
Может ли бизнесмен в России сидеть на диване, получать деньги, ничего не делая?
Это возможно только если у него рентный бизнес: например купил или отжал ТЦ, нанял управляшку и сдаешь его. Или отжал нефтяную скважину и качаешь ее.
В чем проблема таких бизнесов? Если их покупать, то доходность будет меньше, чем у банковских депозитов. А если их отжимать или как-то хитро «выкружить», то у вас их могут отжать потом другие. В нашей стране достаточно давно идет охота за бизнесами, в которых можно ничего не делать и грести деньги лопатой).
Любой бизнес в России требует вовлечения основателя, причем сверхполного. Вы спросите: а почему бы не нанять управляющего? Ответ прост: если управляющий способен строить и управлять бизнесом, то почему он будет работать и отдавать деньги вам? Он возьмет их себе.
Так что же вас беспокоит, уважаемые бизнесмены? Почему вы до сих пор в запаре и ищете способ «выйти из операционки»? Ответ прост: тупая команда. Вы наняли людей, которым нужно напоминать, контролировать, декомпозировать, разжевывать. Эти люди спорят с очевидными вещами, саботируют идеи, проявляют скрытую агрессию, оправдываются, самостоятельно останавливают задачи, но не сообщают об этом в надежде, что вы забудете)
Вы запутались). Нет задачи выйти, есть задача собрать вокруг себя сильных людей. Что мешает вам собрать сильных людей? Ваша тупость. Я сейчас и я 10 лет назад — два разных человека. Ни один архитектор, инженер, программист, экономист, кадастровый инженер, ландшафтный инженер, дизайнер интерьера, которых мы сейчас нанимаем, не согласился бы со мной работать 10 лет назад. Я был недостоин этих людей по уровню своего развития.
Подводим итоги:
Выход из операционки — это бред.
Стратегическое управление — это бред, никому ваше видение компании через 20 лет не нужно.
Вам нужна сильная команда. А чтобы она появилась, на этом и только на этом нужно сфокусироваться. И нужно до нее дорасти.
Как только слышите эти три слова — бегите оттуда.
Может ли бизнесмен в России сидеть на диване, получать деньги, ничего не делая?
Это возможно только если у него рентный бизнес: например купил или отжал ТЦ, нанял управляшку и сдаешь его. Или отжал нефтяную скважину и качаешь ее.
В чем проблема таких бизнесов? Если их покупать, то доходность будет меньше, чем у банковских депозитов. А если их отжимать или как-то хитро «выкружить», то у вас их могут отжать потом другие. В нашей стране достаточно давно идет охота за бизнесами, в которых можно ничего не делать и грести деньги лопатой).
Любой бизнес в России требует вовлечения основателя, причем сверхполного. Вы спросите: а почему бы не нанять управляющего? Ответ прост: если управляющий способен строить и управлять бизнесом, то почему он будет работать и отдавать деньги вам? Он возьмет их себе.
Так что же вас беспокоит, уважаемые бизнесмены? Почему вы до сих пор в запаре и ищете способ «выйти из операционки»? Ответ прост: тупая команда. Вы наняли людей, которым нужно напоминать, контролировать, декомпозировать, разжевывать. Эти люди спорят с очевидными вещами, саботируют идеи, проявляют скрытую агрессию, оправдываются, самостоятельно останавливают задачи, но не сообщают об этом в надежде, что вы забудете)
Вы запутались). Нет задачи выйти, есть задача собрать вокруг себя сильных людей. Что мешает вам собрать сильных людей? Ваша тупость. Я сейчас и я 10 лет назад — два разных человека. Ни один архитектор, инженер, программист, экономист, кадастровый инженер, ландшафтный инженер, дизайнер интерьера, которых мы сейчас нанимаем, не согласился бы со мной работать 10 лет назад. Я был недостоин этих людей по уровню своего развития.
Подводим итоги:
Выход из операционки — это бред.
Стратегическое управление — это бред, никому ваше видение компании через 20 лет не нужно.
Вам нужна сильная команда. А чтобы она появилась, на этом и только на этом нужно сфокусироваться. И нужно до нее дорасти.
👍608❤262🔥185💯137👏34
А вам угрожали, что вас убьют?
Многие думают, что бизнес — это романтика, все прекрасно. Насмотрелись Хаята, Жребенюка, Рыжакова, 10х. Многие думают, что нужна хорошая идея, лиды — и все заработает.
А вообще-то бизнес — это огромный риск. В том числе, что тебя физически убьют. Мне серьезно угрожали 3 раза и я бы хотел об этих случаях рассказать.
Случай 1. Какие-то отморозки нашли все мои данные — где кто живет, куда дети ходят в сад и школу, звонили и требовали 2 млн рублей (сейчас, думаю, это около 5 млн руб) или, как они говорили, «тебя завтра найдут в канаве». Я ездил с охраной. Возможно, это было просто телефонное вымогательство, но было, мягко говоря, неприятно. Его ловили целый месяц. Он менял симки, телефоны. В итоге сделали засаду с милицией, но он ее заметил и слился навсегда.
Случай 2. Мало кто знает, что поселок Руза Фэмили Парк (сейчас достаточно известный) начинал с Юрой Королевым делать именно я). Более того, у Юры тогда не было денег, но были связи и поселок делался на мои деньги. Потом мы с Юрой разошлись. И там был один клиент, который ездил с охраной на бронированной машине. Так как он себя некрасиво вел, его аккуратно слили. Мои менеджеры отказали ему в обслуживании. Он позвонил мне и сказал «Я из-за вас потерял время, и вы должны его оплатить. С вас — 2 млн рублей. Иначе у вас будут крупные проблемы.». Я там не помню, сколько раз он звонил, но в какой-то момент он начал угрожать физической расправой. Ответ был очень четкий: «К проблемам я готов. С удовольствием готов с тобой повоевать. Средства войны выбираешь ты сам. Хочешь — юристы повоюют, готов на войну выделить 10 млн рублей. Хочешь — специальные люди поработают. Если что — умереть я готов». Он отвалил.
Случай 3. У нас была архитекторша достаточно симпатичная. Но из-за ее вульгарного поведения и недостаточной компетентности ее мы убрали. Какая-то компенсация была, но ее парню-бандиту показалась она недостаточной. Ну и он решил позвонить мне и поугрожать физической расправой. В принципе, ответ уже был отработан на случае 2.
Конечно, все это было в основном в начале 2000-х, и это связано с эффектом 90-х. Сейчас такого становится меньше.
Многие думают, что бизнес — это романтика, все прекрасно. Насмотрелись Хаята, Жребенюка, Рыжакова, 10х. Многие думают, что нужна хорошая идея, лиды — и все заработает.
А вообще-то бизнес — это огромный риск. В том числе, что тебя физически убьют. Мне серьезно угрожали 3 раза и я бы хотел об этих случаях рассказать.
Случай 1. Какие-то отморозки нашли все мои данные — где кто живет, куда дети ходят в сад и школу, звонили и требовали 2 млн рублей (сейчас, думаю, это около 5 млн руб) или, как они говорили, «тебя завтра найдут в канаве». Я ездил с охраной. Возможно, это было просто телефонное вымогательство, но было, мягко говоря, неприятно. Его ловили целый месяц. Он менял симки, телефоны. В итоге сделали засаду с милицией, но он ее заметил и слился навсегда.
Случай 2. Мало кто знает, что поселок Руза Фэмили Парк (сейчас достаточно известный) начинал с Юрой Королевым делать именно я). Более того, у Юры тогда не было денег, но были связи и поселок делался на мои деньги. Потом мы с Юрой разошлись. И там был один клиент, который ездил с охраной на бронированной машине. Так как он себя некрасиво вел, его аккуратно слили. Мои менеджеры отказали ему в обслуживании. Он позвонил мне и сказал «Я из-за вас потерял время, и вы должны его оплатить. С вас — 2 млн рублей. Иначе у вас будут крупные проблемы.». Я там не помню, сколько раз он звонил, но в какой-то момент он начал угрожать физической расправой. Ответ был очень четкий: «К проблемам я готов. С удовольствием готов с тобой повоевать. Средства войны выбираешь ты сам. Хочешь — юристы повоюют, готов на войну выделить 10 млн рублей. Хочешь — специальные люди поработают. Если что — умереть я готов». Он отвалил.
Случай 3. У нас была архитекторша достаточно симпатичная. Но из-за ее вульгарного поведения и недостаточной компетентности ее мы убрали. Какая-то компенсация была, но ее парню-бандиту показалась она недостаточной. Ну и он решил позвонить мне и поугрожать физической расправой. В принципе, ответ уже был отработан на случае 2.
Конечно, все это было в основном в начале 2000-х, и это связано с эффектом 90-х. Сейчас такого становится меньше.
🔥380👍273😱152❤101🤯55
Всем привет.
Я давал недавно интервью коллегам из Чебоксар, они собрали через кастдевы боли основателей строительных компаний.
У всех одно и то же))). У нас есть как раз продукт «Стажировка», где мы этому всему учим.
Единственное, у нас кроме этого «базового минимума» на стажировке есть надстройки:
5. Как обеспечить сервис высшего уровня и запустить механизм сарафанного радио.
6. Как сделать бескомпромиссное качество.
7. Моя любимая тема: как сделать, чтобы все сотрудники развивали компанию, а не я один.
Мы стажировки эти проводим уже 5 лет, и более 2000 человек, в том числе те, которые подписаны на этот канал, проходили их. Я хочу собрать обратную связь.
Кстати, еще, по-моему, 3 билета на 22.01.2026 есть.
Я рекомендую посетить все стажировки, которые есть сейчас в России — ВкусВилл, Банк Точка, Ойл Энерджи, GOOD WOOD.
Иногда делают стажировки GRASS и АСКОНА, SmartConsult, КОТЭС — тоже советую. Если я какие-то забыл — пишите в личку или в чате.
Пожалуйста, те, кто был, — проголосуйте. Интересно, помогло ли.
Я давал недавно интервью коллегам из Чебоксар, они собрали через кастдевы боли основателей строительных компаний.
Цитирую:
1. Где взять клиентов
2. Все держится только на мне
3. Где взять нормальных людей
4. Как управлять деньгами
У всех одно и то же))). У нас есть как раз продукт «Стажировка», где мы этому всему учим.
Единственное, у нас кроме этого «базового минимума» на стажировке есть надстройки:
5. Как обеспечить сервис высшего уровня и запустить механизм сарафанного радио.
6. Как сделать бескомпромиссное качество.
7. Моя любимая тема: как сделать, чтобы все сотрудники развивали компанию, а не я один.
Мы стажировки эти проводим уже 5 лет, и более 2000 человек, в том числе те, которые подписаны на этот канал, проходили их. Я хочу собрать обратную связь.
Кстати, еще, по-моему, 3 билета на 22.01.2026 есть.
Я рекомендую посетить все стажировки, которые есть сейчас в России — ВкусВилл, Банк Точка, Ойл Энерджи, GOOD WOOD.
Иногда делают стажировки GRASS и АСКОНА, SmartConsult, КОТЭС — тоже советую. Если я какие-то забыл — пишите в личку или в чате.
Пожалуйста, те, кто был, — проголосуйте. Интересно, помогло ли.
👍81❤78👏21🥰11🤯4
Были на стажировке в ГудВуде?
Anonymous Poll
91%
Нет
4%
Был, не помогло
4%
Был, окупилось
1%
Был, окупилось 10х
1%
Был, окупилось 100х
👍32🤷♂25😁23❤12🔥10
Уход сотрудников в свой бизнес.
Компания GOOD WOOD первые 10 лет своего существования была акселератором.
Около 20 известных компаний создано бывшими сотрудниками GOOD WOOD.
Это строительные, покрасочные, инжиниринговые, девелоперские, сваебойные, отделочные компании.
И очень часто уход был некрасивый: бизнес открывался параллельно с основной работой. На основную работу становилось сотруднику наплевать, а клиенты воровались из Гуд Вуда к себе.
Переманивание клиентов также шло не очень красиво: «Зачем вам переплачивать, вам сделает все гудвудовская же бригада, но дешевле на 20%». Или даже еще жестче: «К нам ушли все лучшие бригады Гуд Вуда, а Гуд Вуд разваливается)))»
Но это все про первое десятилетие работы компании GOOD WOOD, а во второе десятилетие это полностью прекратилось. Полностью!!! Ведь наверняка меня многие читают, у кого в компании такие же проблемы, и тоже хотят, чтобы это закончилось.
Не берем на работу широкопрофильных авантюристов.
В компании появились возможности и для карьерного роста, и для зарабатывания денег.
Развилось внутреннее предпринимательство. Играть в эту игру можно и внутри компании.
Процессы компании усложнились: если раньше это было «Взял деньги с клиента, отщипнул свои 10% и передал бригаде», то теперь это сложнейший процесс с вовлечением кучи инженеров, подрядчиков и ИТ-систем.
Дешевле не получается. Поставщики не поставят материалы в другую компанию по тем же ценам, что поставляют в Гуд Вуд.
Бригады не будут работать вне Гуд Вуда по тем же ставкам.
Личный кабинет невозможно скопировать, а заказчик в него попадает на стадии продаж и не готов от него отказываться.
Большая привязка заказчика как к компании, так и к личному бренду основателя за счет медийности.
Теперь заказчики понимают важность сервиса после того, как сдан дом, и из-за скидки не готовы рисковать.
Ну и наконец мы перешли из эконома в комфорт+/бизнес-класс, где выбор компании делается не на основе заявляемой цены, а еще и по другим критериям.
А у вас до сих пор сотрудники создают свой бизнес и воруют клиентов)?
Компания GOOD WOOD первые 10 лет своего существования была акселератором.
Около 20 известных компаний создано бывшими сотрудниками GOOD WOOD.
Это строительные, покрасочные, инжиниринговые, девелоперские, сваебойные, отделочные компании.
И очень часто уход был некрасивый: бизнес открывался параллельно с основной работой. На основную работу становилось сотруднику наплевать, а клиенты воровались из Гуд Вуда к себе.
Переманивание клиентов также шло не очень красиво: «Зачем вам переплачивать, вам сделает все гудвудовская же бригада, но дешевле на 20%». Или даже еще жестче: «К нам ушли все лучшие бригады Гуд Вуда, а Гуд Вуд разваливается)))»
Но это все про первое десятилетие работы компании GOOD WOOD, а во второе десятилетие это полностью прекратилось. Полностью!!! Ведь наверняка меня многие читают, у кого в компании такие же проблемы, и тоже хотят, чтобы это закончилось.
Что такого изменилось в Гуд Вуде, что сотрудники перестали создавать свои бизнесы и уводить клиентов? Я, конечно, не могу точно знать, но могу предположить.
Не берем на работу широкопрофильных авантюристов.
В компании появились возможности и для карьерного роста, и для зарабатывания денег.
Развилось внутреннее предпринимательство. Играть в эту игру можно и внутри компании.
Процессы компании усложнились: если раньше это было «Взял деньги с клиента, отщипнул свои 10% и передал бригаде», то теперь это сложнейший процесс с вовлечением кучи инженеров, подрядчиков и ИТ-систем.
Дешевле не получается. Поставщики не поставят материалы в другую компанию по тем же ценам, что поставляют в Гуд Вуд.
Бригады не будут работать вне Гуд Вуда по тем же ставкам.
Личный кабинет невозможно скопировать, а заказчик в него попадает на стадии продаж и не готов от него отказываться.
Большая привязка заказчика как к компании, так и к личному бренду основателя за счет медийности.
Теперь заказчики понимают важность сервиса после того, как сдан дом, и из-за скидки не готовы рисковать.
Ну и наконец мы перешли из эконома в комфорт+/бизнес-класс, где выбор компании делается не на основе заявляемой цены, а еще и по другим критериям.
А у вас до сих пор сотрудники создают свой бизнес и воруют клиентов)?
🔥290👍236❤139🤔30💯26
Как вы видите компанию GOOD WOOD через 20 лет?
Ненавижу этот вопрос)
Все ожидают от меня ответ: «Сегодня Гуд Вуд — это один из лидеров в малоэтажке Москвы и Питера. Через 10 лет во всех городах России больше половины всех домов, включая офисы и небоскребы, строит Гуд Вуд. А через 20 лет у Гуд Вуда своя колония на Марсе и Луне, и свой космический флот для переселения туда людей».
И 90% этого планирования должно быть посвящено тому, как не профукать то, что мы достигли.
Давайте рассмотрим возможные состояния компаний.
• Компания прибыльна и развивается
• Компания прибыльна, но не развивается
• Компания работает, но уже не приносит деньги
• Компания убыточна
• Компания умерла
Для того чтобы идти вниз по этому списку, можно ничего не делать. Достаточно рассуждать о том, как все сложно в стране, какой тяжелый рынок. И все — вы уже там.
Чтобы не падать и чтобы остаться на той позиции, где вы находитесь, или даже медленно ползти вперед, нужны огромные усилия, нужно каждый год делать десятки изменений. И не рассуждать и делать громкие заявления, не делиться своим гениальным видением, а пахать. Иногда изменения, запланированные на год, сделать не успеваешь, и поэтому что-то затягивается на год-два. Но мой основной фокус вообще на полугодовых проектах. Это мой любимый горизонт планирования.
Единственное, что остается постоянным и неизменным — два наших принципа. Можете это назвать «миссией», но это еще одно громкое слово, которое я ненавижу. Давайте назовем это «два принципа».
1. Друзья сотрудников завидуют тому, что они работают в Гуд Вуде.
2. Заказчики довольны, что выбрали Гуд Вуд.
Это две главных базовых аксиомы, на которых строятся все решения.
Ненавижу этот вопрос)
Все ожидают от меня ответ: «Сегодня Гуд Вуд — это один из лидеров в малоэтажке Москвы и Питера. Через 10 лет во всех городах России больше половины всех домов, включая офисы и небоскребы, строит Гуд Вуд. А через 20 лет у Гуд Вуда своя колония на Марсе и Луне, и свой космический флот для переселения туда людей».
На мой взгляд, стратегическое планирование при масштабах 1–10 млрд рублей оборота имеет смысл максимум на 2 года.
И 90% этого планирования должно быть посвящено тому, как не профукать то, что мы достигли.
Давайте рассмотрим возможные состояния компаний.
• Компания прибыльна и развивается
• Компания прибыльна, но не развивается
• Компания работает, но уже не приносит деньги
• Компания убыточна
• Компания умерла
Для того чтобы идти вниз по этому списку, можно ничего не делать. Достаточно рассуждать о том, как все сложно в стране, какой тяжелый рынок. И все — вы уже там.
Чтобы не падать и чтобы остаться на той позиции, где вы находитесь, или даже медленно ползти вперед, нужны огромные усилия, нужно каждый год делать десятки изменений. И не рассуждать и делать громкие заявления, не делиться своим гениальным видением, а пахать. Иногда изменения, запланированные на год, сделать не успеваешь, и поэтому что-то затягивается на год-два. Но мой основной фокус вообще на полугодовых проектах. Это мой любимый горизонт планирования.
Единственное, что остается постоянным и неизменным — два наших принципа. Можете это назвать «миссией», но это еще одно громкое слово, которое я ненавижу. Давайте назовем это «два принципа».
1. Друзья сотрудников завидуют тому, что они работают в Гуд Вуде.
2. Заказчики довольны, что выбрали Гуд Вуд.
Это две главных базовых аксиомы, на которых строятся все решения.
👍454❤168🔥120🤡25👏21